На мировом рынке российская сельскохозяйственная техника конкурентноспособна по качеству и цене, но дилеры опасаются санкций и отказываются от контрактов. Так считает генеральный директор ООО «Сальсксельмаш» Борис Аксенов и на опыте своего предприятия подсказывает решения
В преддверии Российского Агротехнического Форума журналисты организаторов РАФ 2022 побеседовали с генеральным директором ООО «Сальсксельмаш» Борисом Аксеновым. Спикер выступит (3 октября в Москве, Крокус Экспо, начало ровно в 14:00 на 4 этаже.
Борис Владимирович, какую продукцию экспортирует ООО «Сальсксельмаш»?
- Наше предприятие производит погрузчики в разных модификациях, полуприцепные штанговые и садовые опрыскиватели, а также коммунальную технику для уборки проезжей части дорог и тротуаров. Всего выпускаем 176 наименований продукции и 4838 видов запасных частей. Товары реализуется на территории России и стран СНГ. Мы работаем с более 200 партнёрами.
В среднем за рубеж продаём 15-20% от всего объёма выпускаемой продукции. В этом году благодаря участию в различных выставках заключили рекордное количество контрактов. На экспорт направлено 30% продукции. В 2021 году наша техника продавалась в 8 стран – в основном это Молдавия, Болгария, Армения, Азербайджан, Киргизия, Казахстан. Сейчас экспортируем на территории 5 государств.
С какими сложностями пришлось столкнуться, и как удаётся с ними справляться?
- Упал спрос и платежеспособность покупателей, что сказалось на выпуске продукции. Мы сократили объём производства на 20%. Некоторые страны, например Молдавия, приостановили закупки, так как часть продукции попала под санкции Евросоюза. Кроме того в три раза увеличились сроки отгрузки в страны ЕС. Так в Молдавию продукция шла целый месяц вместо 10 дней, а в Болгарию по морю - 2,5 месяца.
В реализации контрактов возникло много нюансов, но мы стараемся выправить ситуацию: ищем новых партнёров за рубежом и даём отсрочки по оплате покупателям.
В то же время в этом году мы уделили внимание переоборудованию предприятия с целью локализовать производство и перейти на полный цикл. Мы планируем закупать сырьё внутри страны и из него изготавливать все детали для нашей техники. К тому же мы изготовили пробную партию пресс-подборщиков. Их все раскупили. Также мы планируем выпуск дополнительных сельхозмашин совместно с зарубежными партнёрами.
Как ваша компания решает проблемы логистики и сервиса?
- Сейчас надо понимать, что мы работаем в новых условиях, и в обозримом будущем ничего не изменится. Для дальнейшей работы есть два варианта: либо построить собственную инфраструктуру для финансовой и транспортной логистики, либо партнёрскую. Мы идём по второму пути, так поменяли экспедиторов и переориентировали маршруты.
Что касается сервиса, то приобретенное ранее оборудование обслуживаем собственными силами. А вот новое европейское закупать не будем. С марта по сентябрь мы не можем получить станок из ЕС. Вынуждены шесть месяцев доказывать, что он не попадает под санкции. После большой проверки пограничных служб, мы, наконец, получили разрешение, теперь посмотрим, как станок пройдёт таможню. В результате мы стали больше покупать в Китае. Внимательно присматриваемся к товарам из Турции. Чтобы импортировать продукцию, открываем там своё представительство.
Как повысить конкурентоспособность российской техники на внешних рынках?
- Российскую продукцию за рубежом покупают. Она конкурентноспособна по качеству и цене. Правда, есть несколько «но». Первое – это опасения покупателей попасть под санкции. Второе – российские производители предлагают небольшой перечень номенклатуры для выхода на внешний рынок. Накануне я три дня провёл в Стамбуле на агротехнической выставке. Там были представлены небольшие производства, которые закрывают потребности внутреннего рынка. Крупные предприятия производят товар на экспорт. В России такая прослойка отсутствует. В результате мы не можем предложить востребованный товар, например, телескопический самоходный погрузчик или тракторы мощностью до 150 лошадиных сил.
Сейчас вектор государственной поддержки экспорта – помощь в продвижении существующей номенклатуры. Этих мер достаточно. Они работают. Чтобы выйти на другой уровень, нужны целевые гранты для организации нового производства товаров, которых нет на рынке, или улучшения характеристик предыдущих моделей. В ответ на помощь предприятие даст государству гарантию, что вернёт эти деньги в виде налогов или откроет дополнительные рабочие места.
Возможно ли уменьшить негативное влияние роста цен и курсовой разницы?
- Низкий курс национальной валюты негативно сказывается на экспорте. Мы сейчас видим краткосрочный эффект в виде финансовых потерь. Однако доходы предприятия нельзя в полной мере списать на внешние условия. Так, например, у нас выросли расходы по дополнительному оборудованию производства. Это вложение с долгосрочным эффектом также, как и увеличение производительности труда, повышение производственной технологичности и модернизация инфраструктуры. В перспективе те производственники, которые вкладываются в качество своей продукции, выиграют. Мы делаем качественную технику, чтобы люди покупали её за любую цену.
(Источник: пресс-служба РАФ 2022. Фото: Дмитрий Лукьянов).
Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в ДЗЕН | Pulse.Mail.ru | VK.Новости.