Эта не очень комплементарная тема статьи навеяна собственным недавним комментарием к одному из прошлых постов, основанном на личном опыте. Что такое служба в армии? - Это ожидание. Чего ждем и как ждем? - это второй вопрос.
Вообще, говоря об ожидании, вспоминается одна мудрая мысль из китайской философии -
Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывет труп твоего врага.
Увы, если бы это правило работало на войне, то наверно войны имели бы другой характер. Хотя в некотором смысле сегодня наша специальная военная операция как раз напоминает того, сидящего на берегу и ждущего.
Но ждать надо тоже уметь, ведь войны обороной не выигрывают, пожалуй единственное счастливое исключение из этого правила - стояние на реке Угре в 1480 году против Золотой Орды.
Во всех других случаях если долго сидеть на берегу реки, то можно дождаться какого-нибудь гопника, который придет и скажет, что это его законное место.
Но сегодня мы не много не об этом. Не о "стратегическом" ожидании врага, а о том ожидании, что составляет внутреннюю жизнь любого воинского подразделения и конкретно отдельно военнослужащего.
Жизнь в армии как известно подчинена строгому распорядку:
Подъем, зарядка, завтрак, утреннее построение, занятия, обед, снова занятия, ну или уход за оружием и техникой, дежурство, караулы, ужин, вечерня прогулка, поверка, отбой. Итак изо дня в день.
И на первый взгляд кажется, что в этом плотном графике нет места для праздного времяпрепровождения и ничегонеделания.
Все время, не связанное с приемами пищи, сном, должна занимать служба и боевая подготовка. Но как известно, все действия в армии предпринимаются в составе подразделения. А подразделение перемещается строем. И вот тут-то и возникает ожидание.
То ты ждешь построения. то ждешь уже, стоя в строю, стоишь и слушаешь, как на плацу командир части через микрофон с трибуны матом воспитывает какое-нибудь проштрафившееся подразделение. То ждешь, когда придет машина. чтобы отвезти твой взвод в поле на занятия по тактике или огневой, то ждешь, когда отвезут обратно. Ждешь своей очереди на стрельбах, и порой в ожидании находишься несколько часов. То объявили обед, а его еще не привезли, если ты в поле. И т.д. и т.д.
А порой ждешь, как сегодня мобилизованные, перед воротами военного городка, когда тебя не запускают на территорию многие часы. Жгешь костры, пьешь водку - и это тоже ожидание. Это наша современная история.
И черт его знает, сколько вот такое ожидание занимает времени во всем сроке армейской службы.
Как многим знакома это фраза "Никому не расходиться, всем ждать." И ты стоишь и ждешь, или сидишь. И хорошо, если ты куришь - есть чем заняться.
А чего ждать? Известно чего - действий и команд вышестоящего начальника.
И что же делать с этим самым ожиданием?
Справедливости ради надо заметить,что на гражданке ожиданий тоже вполне хватает. Но есть все-таки большая разница - в армии ты человек подневольный, и от этого ожидания ты никуда не можешь деться. Более того, от этого ожидания порой просто дуреешь.
Особенно дуреет солдат, когда находится в поле, в лагере. И не важно на войне, или во время полевых занятий. И там, и там всегда возникают периоды, когда у человека много свободного времени. И если ты не в боевом охранении, карауле, дежурстве и прочих нарядах, то тебе натурально нечем заняться. Ну дай бог, если есть интернет, смартфон, можно что-то почитать, и может даже посмотреть. Но в полевой обстановке далеко не всегда есть даже электричество.
И возникают тогда инициативные группы искателей приключений, то в поиске водки, то ближайших магазинов, то еще каких-либо прелестей цивилизации. Кстати, в Афганистане, нередки были случаи, когда таких ловцов счастья, душманы хватали, как только боец перелазил через забор своей части. А дальше годы плена, и может даже смерть в безвестности.
Отсюда какой вывод? - свободное время - это зло. Когда ты ничем не занят появляются всякие шальные мысли. Не случайно одна из самых популярных армейских поговорок, постулирующая основной закон военного житья-бытья звучит так:
Ничего не делающий солдат - преступник.
Осознание этого правила становится главной заповедью любого офицера, у кого в подчинении есть личный состав.
Эта заповедь у офицера трансформируется в руководство к действию по принципу:
Копать отсюда и до обеда.
То есть главная задача любого командира - озадачить бойца, настолько, чтобы у него не оставалось свободного времени ни на что больше, ну то есть, чтобы он натуральным образом зае...ался. Вот только хорошо это или плохо? Хорошо, что при деле, если дело нужное, плохо, если это подмена содержания формой. Солдата все-таки надо уважать и его личное пространство ценить тоже.
Но бывают особые клинические случаи, когда задача по отъему свободного времени у человека достигает таких маразмотоидных масштабов, что офицеры уже покушаются и на то время, когда солдату надо спать.
Можно понять, когда в воспитательных целях какого-нибудь нарушителя дисциплины заставляют ночью драить пол в казарме. Вполне себе поучительное занятие.
Не понятно, когда этим заняты десятки бойцов в подразделении. Не мытьем полов, нет, но кое-чем похожим. И не в наказанье, а непонятно зачем.
Так, в мою бытность курсантом 2-ого курса общевойскового училища, примерно полтора месяца мы занимались тем, что :
- очищали ножки стульев от черных следов сапогов (инструмент - лезвие);
- трафаретили полотенца, ножные коврики, тапочки;
- пришивали бирки на вещмешки, фляги, чехлы для ОЗК, на всевозможные подсумки;
- стирали форму свою, при этом просто расстилая ее на кафеле в туалете и чистя ее щеткой и мылом, и с прицелом так, чтобы на утро эту форму еще можно было одеть.
- и много, много еще всякой ерунды, которой уже не помнится.
Все это время у нас занимало примерно половину ночи. Соответственно спали в лучшем случае 4 часа. В случае со стираной формой мы ее еще мокрую надевали и выходили на утреннее построение. А уже осень. Дело было в Сибири и ветры дули хорошо.
И полтора месяца - это только в таком жестком интенсивном режиме. Дальше режим стал "помягче", если можно так сказать, но ночная дуристика продолжала присутствовать и в большом ассортименте. И главное, что это не было приурочено ни к какому мероприятию, будь то строевой смотр или парад. Просто так вот кому-то захотелось.
И можно было бы еще понять, если бы это ночное время тратили на учебу. Кто-то что-то не успел во время дневной самоподготовки - это понятно. Ночью оно даже хорошо все учится. Но нет. Это был явный четкий "воспитательный" кейс. А по другому это издевательство назвать нельзя. И какая во всем этом была необходимость? Кроме имитации бурной деятельности. Чистая подмена содержания формой. Причем весьма уродливой.
И наши офицеры, командиры, которые тогда практиковали такие методы "боевой" подготовки, это сейчас как раз возрастное поколение 50-55-60, те кто могли бы сейчас оказаться теми самыми генералами с большими звездами.
Хочется надеяться, что никто из тех "командиров" до высоких должностей не дослужился. Большой вам ПРИВЕТ.
Именно, тогда я крепко задумался, а стоит ли при такой системе оставаться в армии. И в конечном итоге, в конце второго курса ушел.
И при этом заметьте, это не строевая часть и не стройбат, это училище, где готовят будущих офицеров общевойскового профиля, то есть тех, кто со временем должен возглавить полк, бригаду, дивизию и так дальше, если конечно повезет. То есть какую методу работы с личным составом закладывают в сознание будущих офицеров. Каким содержанием будут наполнять свою педагогическую работу с подчиненными офицеры в своей карьере.
Вот такие две крайности армейского бытия: постоянное ожидание (читай ничегонеделание) и постоянная имитация бурной деятельности по борьбе с этим ожиданием.
А жертвой этой дилеммы становится учебный процесс, уровень боевой выучки.
Да, все это было уже почти 30 лет назад. Можно предположить, что времена изменились, и что-то может изменилось к лучшему.
Да и вообще, может мой случай - это так, частный пример, не характерный в целом для армии. Ну допустим.
Перенесемся в настоящее и взглянем на современную армию - что мы увидим?
Имитация бурной деятельности возведенная в культ. Что имеется ввиду? Да то же самое, что например у школьного учителя, куча бумажной работы, отчеты, графики, слайды и прочая мишура.
Офицер только и делает, что отчитывается, но было бы за что. Времени для работы с с личным составом у командира практически не остается.
Новое время добавило в армейское уравнение новую переменную, параметр, показатель, как хотите его назовите.
И называется это - показушность. Нет, само по себе это явление не ново. Оно было всегда и исполнялось всегда с безумством молящегося дурака, например, в виде покраски травы и бордюров в военном городке.
Новое время добавило новый вид показушности - красивый документ: график, таблица, отчет, победная фотка на сайте Минобороны.
Живое олицетворения модного мема: не запостил - не было. Только уже в форме красивого отчета. И не важно, что по факту, уровень боевой подготовки подразделения низок, главное ведь форма, а не содержание.
Но если вы думаете, что это проблема армии. Вовсе нет. Она есть во всех сферах гражданской жизни. И в нашем общественном бытии, и в отношениях между людьми.
Главное, как ты выглядишь, и какой образ ты формируешь в сознании окружающих тебя людей. А все остальное вторично. Качеством своей работы можно пренебречь.
Главное, чтобы нашлось достаточное количество "дурачков"(честных работящих людей), которые будут за тебя работать.
Но этих людей становится все меньше и меньше, поэтому мы живем так, как живем, и воюем также. Хотя может война нас всех исправит. Если затронет каждого. Ждем-с.