Найти в Дзене
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Интервью с виссарионовцем. Как живет Церковь Последнего завета

Оглавление

Интервью с прихожанином Церкви Последнего завета Игорем Юрченко. Поговорили о том, как Игорь попал в общину, как на это отреагировали близкие, что представляет собой община виссарионовцев, чем зарабатывают члены церкви, и кем является Виссарион для церкви.

Справка: Церковь Последнего завета была создана Сергеем Торопом, который более известен под именем Виссарион. В церкви Виссарион исполняет роль Христа. Главным священным текстом является Последний завет, который включает жизнеописание и изречения Виссариона.
В 2020 году Виссарион был арестован по подозрению в "психологическом насилии над людьми". С тех пор находится в СИЗО.
Игорь Юрченко.
Игорь Юрченко.

О жизни в общине

Трикстер: Расскажите немного о себе. Где живете, чем занимаетесь, как попали в общину?

Игорь: Сначала я попал не в общину, а в вероисповедание. Я родом из Нижнего Новгорода. Родился в семье атеистов, но к 1990 году был уже человеком религиозным, правда без привязки к определенной вере. Я не спешил, осматривался, изучал разные вероисповедания, их философию. С этим вероисповеданием столкнулся в 1993 году. Я представляю собой тот случай, когда веру принял еще до того, как увидел Виссариона. Просто перед приездом Виссариона в Нижний Новгород какой-то последователь стоял на улице с плакатом и рассказывал. А я слушал и пробовал понять - как на меня действует их эмоциональная среда, их "дух". Дело в том, что в этот же период времени появлялись последователи "Белого братства", я их тоже так сканировал. И довольно быстро понял, что эта атмосфера ведет к суициду. Отрешиться от мирского - сжечь паспорта, потом, возможно, и себя... Что-то такое. И вот я "прислушивался" теперь к духу виссарионовцев. Но это меня устроило. И даже больше, чем все, что я изучал прежде. Некое тепло души, как в традиционном христианстве, но с дополнением - радостью. Радость жизни. Вот чего мне не хватало в тех видах христианства, которые я прежде изучал. Потом я посмотрел на Виссариона на общей встрече, она проходила в драмтеатре. Опять же этот дух, эта сила тепла меня поразили. Про нас иногда говорят, что мы прельстились на черты лица Виссариона. Никогда таких не встречал. А вот как он отвечал на агрессивные выплески из зала - это поражало. Одно дело призвать к тому, чтобы теплом души встречать эмоциональный холод, иное дело показать на практике. Те же представители "Белого братства" орали там жутко. Видимо, экзорцизмом пробовали заниматься по отношению к Виссариону. Вот так я и стал последователем. Посмотрел еще философскую часть, тоже меня захватила по своему. А в 1997 году уже переехал в Сибирь. Живу в селе Черемшанка, не в "Обители Рассвета" - нашем центральном поселении. Местных и приехавших у нас в селе, по моему, половина на половину.

Возможно, для религиоведа необычен такой способ оценки вероисповедания, как я описал? Но в этой области виссарионовцы - не первооткрыватели. Многие религиозные люди пробуют почувствовать атмосферу и ставят это приоритетным по отношению к идеологическим постулатам. И уж особенно у православных - сама терминология - "благодатный", "безблагодатный"... Иное дело, они могут проявлять эту чувствительность к атмосфере монастыря или какого-то богослужения, могут так оценить кинофильм или музыку, но не вновь возникающее религиозное формирование. Там уже идеологическая установка ставит табу. Такое образование в их идеологии не может быть благодатным, его так не оценивают.

Трикстер: Вы уехали в Сибирь в 1997 году. С какими трудностями столкнулись при переезде? Как на это отреагировали близкие?

Игорь: Можно переехать, не покупая дом. Но тогда это подразумевает, что кто-то тебя должен принять к себе или есть какой-то общинный дом. Если кто-то тебя принимает к себе, то по факту это чаще на время. И ты невольно подстраиваешься под уклад дома - каким его задает хозяин. Это может быть испытанием для обоих сторон. Грань входящего - подстроиться, грань хозяина - чувствуй себя как дома. Если кто-то начинает уходить со своей грани, то гармоничное пребывание вместе рушится. Либо если хозяин начнет проявлять эгоизм в форме деспотичности, либо если входящий начнет рулить, подавляя хозяина дома. Я некоторое время пожил в домах, потом ушла из жизни бабушка в Таганроге, оставила квартиру. Поговорил с родителями. Для них было важно, что средства с этой квартиры не уйдут в собственность общины. Они и не ушли, я купил свой дом в селе Черемшанка. На моей бытности вообще не было случаев, чтобы кто-то подталкивал "отдать деньги". Тогда в 1997 году было только правило - не покупать дома выше какого-то потолка цен, иначе местные начинали продавать по цене московских квартир. Но в целом на все это реакция родственников, конечно, не слишком позитивная. Хотя и деньги с квартиры дали. Я пробовал объяснять и так и эдак, что бескорыстный труд люблю, наполняюсь им и т.д. Отец сказал: "Весь в меня. Идеология коммунизма повлияла."

Осенний пейзаж в 5 минутах ходьбы от дома Игоря на реке Казыр.
Осенний пейзаж в 5 минутах ходьбы от дома Игоря на реке Казыр.

Трикстер: Какой была община в 90-е годы, когда Вы поселились в селе? Она чем-то отличалась от современной?

Игорь: Рубежом был, если не ошибаюсь, 1998 год. Это - две разные формы жизни, до и после. Обе для меня интересные. Образовалась такая форма жизни, как "единая семья". Это уже как, скажем, футболист, который играет не как ему захотелось, а как решает вся команда. В те времена (до 1998 года) шел какой-то клич - давайте построим Храм, давайте сделаем кузницу и человек решал - во что влиться. После, если он делает шаг уже быть членом команды, эту тему решает коллектив или кто-то, кого коллектив выдвинет. Человек может сказать: "Я хочу поработать на Храме" или сказать: "Я хотел бы строить общинную кузницу, у меня к этому душа тянется." Но хотя ему стараются пойти на встречу, решает все-таки коллектив. В такой плотной, связанной друг с другом среде уже стали ярче вылазить эгоистические программы - как у человека, так и у коллектива. По сути, после образования "семьи" как раз возник тот образ жизни, который мне видится частично от монастырей, частично от светской жизни. Первая половина дня - бескорыстная, вторая ближе к светской - мужчина строит свой дом, обеспечивает свою семью. Женщина облагораживает жилище, готовит пищу... И все это связывается культом такого проявления, как "тепло души", связывается еще и богослужениями, где создается целенаправленно эта атмосфера. Но и в первой половине есть частица от второй - ведь что-то из бескорыстных усилий направляется на взаимопомощь в хозяйствах. И, наоборот, во второй половине есть частица от первой. Ведь если свой дом наполнен, то больше возможностей бескорыстно поделиться этим с нуждающимися. Остались, впрочем, хорошие воспоминания и о том периоде, до образования "семьи". Я помню, как добрались до общинного дома в Минусинске, чтобы переночевать. Люди - все незнакомые, а атмосфера такая, как будто родные уже вечность, тепло души - словно в воздухе, все им проникнуто.

О Виссарионе и атаках на церковь

Трикстер: Кем для Вас был Виссарион на тот момент и изменилось ли к нему отношение с течением времени?

Игорь: Нет, для меня не изменилось. Конечно, главной причиной атаки на нас является представление о том, что Виссарион – это Христос. Тут уже даже не смотрят – что за концепция в философской части, какова форма жизни общины. Для христиан эта тема, как красная тряпка для быка, они – атакуют на уровне некого инстинкта. Сам Виссарион всегда выражал позицию, где эта тема не может быть важной, она ничего не решает. Христос или не Христос – суть не меняется. Тогда стоит посмотреть шире. Есть представление, где на земле однажды должен возникнуть социум, который излучал бы в пространство не то, что везде, благодатное, а не агрессивное. У людей это прежде не получалось. Пробовали, обжигались, создавали тогда монастыри, где такой социум реализовывался хотя бы без отношений мужского и женского. И вот сейчас это происходит на землях России, это происходит у нас. Это все зарождается на основе духовных ориентиров конкретной личности. Эта личность заявляет о себе, как об Учителе. Отличительной чертой будущего общества является внутреннее равенство людей, где люди друг другу братья, а не духовные учителя. Для людей быть духовным учителем по отношению к собрату – проявление гордыни, «коммунизм» не возникнет. Но поскольку в жизни человечества бывают периоды, когда самостоятельно с какой-то задачей справиться невозможно – Учитель все-таки нужен. Это не Бог. Можно сказать, что это ближе к понятию «пророка», но и это не точно. Лично я заметил одну особенность Виссариона, где он всегда может дать духовный ориентир, опережающий естественное движение человека на какой-то один шаг. Для человека агрессивного, со сложным характером – на шаг, и для мудреца – на шаг. Виссарион входит поле человека, и даже если этот человек будет иметь уровень какого-то Сократа или Лао-Цзы, то и ему может быть дан ориентир опережающего характера, до которого человек естественным образом не дошел. И для человека этот ориентир будет чем-то не простым в исполнении, но в глубине души он будет понимать, что ориентир правильный, эгоизм не хочет. Таково мое наблюдение, возможно, несовершенное. А если представление, что такая личность – Христос у кого-то вызывает неконтролируемую агрессию, то и пусть – не Христос. Пусть хоть кто угодно, главное, чтобы сохранился мир в душе.

Трикстер: У Вас никогда не было сомнений в личности Виссариона?

Игорь: Так случилось, что не было. Для меня это связанно с темой, которая развивалась до соприкосновения с ним. Я уже по сути стал христианином, стремился теплом отвечать на холодные эмоции. Но не примкнул к конкретному вероисповеданию. В таком положении человек неосознанно ищет силы для подобного пути по жизни. Иначе "злые" влияния окружающего мира начинают пробивать. Тут я столкнулся с этой подпиткой, силы стали поступать. Это дало опору. Я понимаю, что и у православных есть такая опора, но меня оттенки их вероисповедания не устроили, я продолжал искать. Можно образно сказать, что трудно сомневаться в той воде, которая утоляет жажду. В этом, кстати, и причина по которой наше вероисповедание себя не навязывает. Если у человека нет подобной "жажды", если ему не нужны эти силы, то какой смысл убеждать в чем-то? А если потребность в таких силах появилась, то он соприкоснется и начнет их брать.

Трикстер: Как Вы отнеслись к аресту Виссариона? И как отреагировала община?

Игорь: Я думаю, что арестовали напрасно. Хотя предпосылки были в смысле многолетнего идеологического нагнетания вокруг общины. Обществом была избранна позиция, как само собой разумеющееся - негативное отношение к общине. Без рассуждений, без попыток изучить с разных сторон. Однажды это возымело последствия. Мы пробовали следователям что-то объяснять, мол, о нас говорят такое, а на самом деле - вот это... Но уже не помогло. Вопросы задавали анекдотические: "Используют ли у вас на литургиях свечи, ладан и другие психотропные средства?" Организаторы этих " гонений", как будто даже уверенны были, что на самом деле это - гипноз и все начнут приходить в себя. И без наличия лидера вблизи и жить то по своей вере никто не сможет. Хотя уже то, что община раскинута на много деревень могло сказать об обратном, на мой взгляд. И то, что ей тридцать лет, а не три года. Да и в постулатах вероисповедания есть моменты, где Виссарион говорит, что не вечно же он будет рядом и отвечать на вопросы верующих. Если это движение к зародышу гармоничного общества на земле, то как может подразумеваться, что оно не сможет жить без физического наличия лидера? Конечно, община пробует защищать Виссариона. Ребята даже на заработки ездили, чтобы скинуться на адвокатов. Но с эти судом какая-то странная история стала разворачиваться, когда уже вроде и понятно, что это не то, что думалось, а засудить для чего-то нужно. Относительно того дня, когда с вертолетами прилетели в "Обитель рассвета" потом жители этого поселения даже стихи писали.

"Вы немного ошиблись, друзья!
Мы не духи в ущельях Афгана.
Просто мы, как большая Семья,
Здесь живём по любви, без обмана!
Вы же видели наши глаза.
Вы запомнили наши улыбки.
Видно кто-то сорвал тормоза,
Ваш маршрут поменял по ошибке..."

Незатейливые стихи, но искренне.

Об обвинениях

Трикстер: Общину часто обвиняют в психологическом насилии, вымогательстве собственности и обмане новоиспеченных. Что Вы можете ответить на этот счет? Неужели все наговаривают?

Игорь: Эти оттенки по моему как раз выдуманные. Вот вегетарианство у нас действительно есть. Правда в самом мягком варианте, с употреблением яиц, не только молочного. Но вегетарианцев в мире - 4% населения, тогда уже всех судите! А перечисленные три пункта найти сложно. Насчет вымогательства собственности, я уже упомянул, что не сталкивался. Человек приезжал и покупал дом в свою собственность. Что-то мог пожертвовать на общие цели. Был случай до моего еще приезда, когда одна женщина дала деньги на покупку себе дома, а принимающий посчитал, что на общие цели. Но случай единичный, община потом скидывалась, чтобы ей это компенсировать, купить дом. Еще к этой теме можно, подумав, отнести десятину. Это хорошая древнехристианская практика, но в каких-то деревнях могли быть перегибы. Хотя позиция была такая, что если человек десятину платить не может, то у него, возможно, сложности, ему и самому нужно помогать. Надо спросить у него. Но это "спросить" можно повернуть так, что спросить с целью доказать, что платить нужно. Кто как уже выстроит психологически эту беседу в конкретной деревне. Это тоже учеба жить вместе, где вылезают всякие неприглядности, а люди их изживают. В результате полтора года назад мы отказались от десятины, увидев, что она лишний повод к нам придираться. Пошли навстречу властям. Обман новоиспеченных... А в чем? Человек притягивается духом вероисповедания, эмоциональной атмосферой, которая формируется. Он прежде чем войти в это присматривается. Уезжает, приезжает, входит на время... Здесь даже образа у меня нет - в чем обман новоиспеченных? Хоть бы те, кто это выставил обвинением - объяснили. Психологическое насилие... Я вот рассказал - как вошел в вероисповедание. Присматривался к разным религиям, изучал их действие на мой психологический мир и выбрал это. В чем над о мной насилие? Эта среда помогает мне в исполнении чисто христианской направленности - теплом души отвечать на эмоциональный холод. Я вижу ее оттенки более жизнерадостными по сравнению с иными видами христианства. Может, насилие в чем-то другом? Например, как я рассказал в образовании "единой семьи" приблизительно в 1998 году... Но тогда любая футбольная команда - это насилие, потому что человек не сам решает где ему быть на поле общих задач, а команда решает, в которую он добровольно вошел. Не вижу и в этом психологического насилия. Мне кажется, эти люди, которые выставили такое обвинение либо не соприкасались с общиной, а читали о ней в СМИ, либо ... загадка.

Чем живет община

Трикстер: Как зарабатывают члены общины? Ездят в крупные города на заводы и предприятия? Занимаются лесным бизнесом?

Игорь: По всякому зарабатывают, только не воровством. Да, мужики нередко выезжают, больше не на заводы, а на строительство по деревянным материалам. У нас начсет самой уважаемой формы заработка есть своя философия, кстати. Вибраций такого рода, как от человека - нигде во вселенной нет. Тепло души характерно только людям. И когда человек с этими вибрациями делает руками какую-то красивую вещь, происходит изменение структуры материальных полей. Это смысл некий движения по жизни человека. Поэтому самой уважаемой формой заработка являются художественные произведения. Или ручные поделки такого уровня, когда они тяготеют к художественным произведениям. Причем, еще лучше, когда человек не задумывается о назначении цены, более полное вложение духовных сил идет. Но не все - художники, поэтому на практике смой распространенной формой заработка стало строительство по дереву.

Виссарион рисует.
Виссарион рисует.

Трикстер: Правда ли, что виссарионовцы часто делают строительные проекты из дерева для политиков и богатых бизнесменов?

Игорь: Да, что есть, то есть. Собственно, есть строительные площадки для изготовления больших срубов не как что-то виссарионовское, а как что-то найденное вообще для жизни и заработков здесь, в этой местности. Там могут работать и не считающие себя верующими, и считающие. Они делают срубы тем, кто заказывает. А уж кто там заказал...

Вероучение Церкви

Трикстер: Давайте поговорим о вероучении виссарионовцев. Что значит быть виссарионовцем? Во что он верит или должен верить?

Это очень широко. Наверное, последователь Виссариона верит самому Учителю. То есть, избирая этот путь на основе эмоциональной атмосферы учения (как она действует на психологический мир) и его стержневых постулатов, человек доверяет уже деталям, которые формирует ведущий. Например, в отношениях мужского и женского устанавливается ведущим правило, где интимная близость - уже и есть составление семьи. Ответственность друг за друга. А венчание - только прекрасный дополнительный ритуал. Последователь доверяет этим деталям в движении. Но их много. Есть и общие концепции - движение души после смерти, структура потусторонних миров, отношение к возможности "контакта" - этим голосам внутри головы, к поиску которых обычно падки верующие разных конфессий. Есть в этой концепции - отношение к желаниям человека, где этот путь, к примеру, отличается от буддистского. У них - уход от желаний, поскольку они влекут страдания и агрессию, если не исполняются. У нас желания - хорошо и нужно, но реальность ценнее. Если желание не исполняется, то отнесись, как к самому лучшему для тебя, как к "воле Бога", которая ценнее человеческих желаний. Но есть какие-то иные детали в движении. Вплоть до того, что говорится конкретная ситуация и задается вопрос - как этично поступить. И идет ответ по ситуации. А если детали ситуации меняются, то может быть и иной ответ. Получается "школа жизни" в этих деталях, где уже подразумевается, что однажды человек, попав в новую ситуацию, интуитивно сделает шаг, пользуясь неким опытом обращения с этими меняющимися деталями жизни. Уже сам поступит в этом "стиле" без новых подсказок. Поэтому много всего. Но стрежень чисто христианский: " Путь Света есть стремление раскрыть душу свою и безмерно отдавать тепло души окружающим, не ожидая взамен ничего, где будешь стремиться согреть и того, кто после сего оскорбит тебя." Две тысячи лет назад была дана направленность. Она подразумевала некоторую недосказанность. И главное было - не возвыситься над мнением ближнего. Кто-то скажет, что приход Христа на облаках - метафора, кто-то скажет, что это стоит понимать буквально... Но никто не должен был утверждать. У христиан это не получилось, даже развоевались на тех трактовках, которые никто не должен был говорить как истину. Теперь наступает новый этап. Уже должна возникнуть социальная среда, несущая благодатные вибрации в мир. Даются подсказки по конкретным ситуациям. Ну и, понятно, что если бы Ведущий сам не соответствовал этому призыву - теплом души встречать холод, то ему бы никто не верил. Ему верят не на основе того, что черты лица напоминают Христа на картинке.

Трикстер: Вы верите в то, что после смерти попадете в особый мир, и что в конце времен будет Судный день, когда все воскреснут и решится их окончательная участь?

Игорь: Две тысячи лет назад эти темы были оставлены недосказанными. Но люди канонизировали одно из предположений. В наших представлениях есть и рай, и ад, но есть и реинкарнация. Только в человека, не в животных или растения, у животных нет свободы выбора, они не могут быть выше сигнала инстинкта. В Евангелие осталось лишь одно упоминание о переселении душ. Оно касается Иоанна Крестителя. « И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели..." Душа по представлениям Последнего Завета способна развиваться только при соединении с плотью. Вне плоти - лишь пребывание. После смерти около 40 дней происходит распад материальных оболочек вокруг души. Потом... "Если они сохраняют способность развиваться, то будут ждать новой плоти. Души, ставшие неспособными нести холод, уходят в рай, а души, окончательно падшие, — в ад." Большинству людей дается возможность прожить жизнь с чистого листа. Попадание в ад связанно с тем, что при любом варианте событий воплощения человек будет делать злое. Как последний шанс перед попаданием в ад - душа может быть лишена свободы выбора, вселиться в тело дауна, к примеру. Тогда все зависит от тепла души родителей. Эта концепция отвечает и на знаменитый вопрос: "Почему страдают маленькие дети? Они же не нагрешили." Ад и рай - временны. Предназначение человека - жить в соединении с плотью. Но из ада вытащить нельзя, поскольку это может быть лишь в следствии шагов человека в земной жизни, а человек эти шансы истратил. " После распада ада души, находящиеся в нем, будут изъяты, а далее само предначертание, весь накопленный опыт, обретенный в течение долгих жизней, пройдут огненное очищение, после чего останется чистая нейтральная духовная ткань. В дальнейшем туда будет вложено новое предначертание, и пойдет зарождение нового человека, но прежний исчезнет." В представлениях Последнего Завета вылезание мертвецов из могил - метафора, как и приход Христа на облаках. Если происходит вспоминание о прошлом, то это уже как мертвые вышли из могил. А в одном месте Виссарион эту метафору относит к воплощению в будущем душ из рая. Умершие святые появятся среди людей. А насчет вопроса - куда попаду лично я, то, надеюсь, что вновь на землю в тот час, который определит Отец.

"Арест нового Христа" Религиоведы про общину Виссариона
ТРИКСТЕР | Научно о религии23 сентября 2020

Мои ВК и Ютуб. Поддержать автора ☕.