В ноябре ожидается очередной саммит Организации тюркских государств (ОТГ). В сообщество под идейным и организационным лидерством Турции помимо неё входят и наши ближайшие соседи: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Ещё две страны, Туркмения с Венгрией, выступают там в качестве наблюдателя. И это объединение не может не вызывать настороженность у российских экспертов.
ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА СЛИШКОМ РАЗНЫЕ
Анкара действительно рассматривает ОТГ как инструмент собственного международного влияния. Однако опасения, что организация может в обозримом будущем превратиться в военно-политический и экономический альянс, представляющий угрозу России, вряд ли имеют под собой почву.
Как сообщает издание Ia-centr.ru, слишком разнонаправленными являются интересы стран–участниц ОТГ. Государства, входящие в организацию, придерживаются диверсифицированных подходов к выстраиванию внешней политики. И Запад, и Россия, и Китай, и в определенной степени Иран по-прежнему остаются для большого "тюркского мира" значимыми партнёрами.
Более того, Турция не имеет общих границ с большей частью партнёров по ОТГ. Это также будет препятствием для потенциального военно-политического сотрудничества между ними.
СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИКЕ
Тюркские страны в рамках ОТГ в основном укрепляют общетюркскую идентичность как "источник культурного богатства в объединении народов". Продвижение тюркской культуры, ценностей, традиций, искусства и наследия во всем мире ОТГ намерена осуществлять совместно с профильными международными организациями.
Издание Ia-centr.ru утверждает, что «предполагается добиться дальнейшей гармонизации национальной, культурной, образовательной и молодежной политики стран–участниц». И ни о какой "Армии Турана", которой было посвящено множество публикаций в СМИ, в программе ОТГ речи не идёт.
За прообраз "общей тюркской армии" ошибочно принимают соглашение ТАКM, подписанное в 2013 году. На деле оно касается координации работы внутренних войск, жандармерии и МВД четырех государств: Азербайджана, Турции, Кыргызстана и Монголии. Но соглашение не имеет отношения к военно-политическому сотрудничеству.
Тюркские страны в основном объединяют усилия по линии безопасности. Как отмечает издание Ia-centr.ru, на данный момент планируется создание специальной информационной сети. Предполагается, что она поможет сотрудничеству и обмену информацией внутри ОТГ для борьбы с угрозами радикализации, насильственного экстремизма, исламофобии, ксенофобии и терроризма. Также сеть послужит обеспечению пограничной безопасности.
Кроме того, члены ОТГ намерены установить многосторонние каналы связи по вопросам миграции, чтобы координировать усилия в сфере гуманитарной помощи, образования, медицинских услуг и т.д.
На данный момент в направлении экономического сотрудничества также не видно прямых указаний на планы создания собственной Зоны свободной торговли. Наличествует только стремление к свободному движению товаров, капитала, услуг, технологий и населения среди государств–членов организации.
ВСТРЕТИМСЯ В ШОС
С уверенностью можно констатировать, что ОТГ по-прежнему будет продвигать и реализовывать социокультурные проекты. При этом её деятельность охватит не только территорию стран-участниц, но и другие тюркские государства и регионы.
Кроме того, Анкара заявила о заинтересованности в присоединении к Шанхайской организации сотрудничества, в которой большинство государств ОТГ уже являются полноправными участниками. Потенциальное вступление Турции в ШОС, скорее всего, снизит вовлечённость Анкары в экономические проекты ОТГ, многие из которых уже дублируются в рамках Шанхайской организации сотрудничества.