Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения Александра Павловича Ленского, артиста и художника поистине редкого и многогранного дарования.
Становление режиссёрского театра в России неразрывно связано с именами Станиславского и Немировича-Данченко, основателями Художественно-общедоступного театра, талантливейшими театральными деятелями рубежа веков, одаренными продюсерами и промоутерами, как их назвали бы сегодня.
Мало кто знает, что параллельно в Малом театре работал не менее одарённый артист, режиссёр, художник, педагог, реформатор, чьи попытки на пути обновления исполнительского искусства оказались не столь легендарны, но чье имя также значимо для истории, как и имена его коллег-современников – Александр Павлович Ленский.
Александр Павлович родился 13 октября (1 октября по ст.ст.) 1847 года. Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина и гастролирующей в России итальянской оперной певицы Ольги Вервициотти. Обоих родителей будущий премьер труппы Малого театра потерял в возрасте десяти лет и после их смерти воспитывался в семье родственника, артиста Императорских Московских театров, актёра трагического амплуа, Корнелия Николаевича Полтавцева.
Александр Павлович, с раннего детства погружённый в поэтическую атмосферу книг и фантазий, был страстно увлечён театром. Для сцены он выбрал псевдоним «Ленский» – в честь известного в то время автора водевилей и актера, первого Хлестакова на московской сцене, Дмитрия Тимофеевича Ленского.
После нескольких лет в провинциальном театре Ленский приехал в Москву, где в 1876 году присоединился к труппе Малого. Он сразу заявил о себе как о самостоятельной художественной единице, великолепно выступая в трагедиях Шиллера и Шекспира.
Ленский был объектом восхищения и образцом для подражания целого поколения молодых людей 1880-х гг.
«Я был влюблен в Ленского: и в его томные, задумчивые, большие голубые глаза, и в его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные и красивые кисти рук, и в его чарующий голос тенорового тембра, изящное произношение и тонкое чувство фразы, и в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре, литературе. Конечно, в свое время я усердно копировал его достоинства (тщетно!) и недостатки (успешно!)», - признавался Станиславский (К.С. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве»).
За свою сценическую карьеру Ленский сыграл несколько десятков ролей: Дон Жуан («Дон Жуан» Мольера, 1876), Уриэль Акоста (одноименное произведение Гуцкова, 1879), Филипп II («Дон Карлос» Шиллера, 1894), епископ Николас («Борьба за престол» Ибсена, 1906), Чацкий («Горе от ума» 1871, 1876), а позднее Фамусов (1887); профессор Кругосветлов («Плоды просвещения», 1891), Муромский («Дело» Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием «Отжитое время», 1900).
Около 30 ролей сыграл Ленский в произведениях А.Н.Островского: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты», 1869, 1876), Дульчин («Последняя жертва», 1877), Паратов («Бесприданница», 1878), Великатов («Таланты и поклонники», 1881), Лыняев («Волки и овцы», 1893), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», 1905), Дудукин («Без вины виноватые», 1908) и др.
Александр Ленский, создавший ряд интересных образов шекспировских героев: Гамлет («Гамлет»), Ричард III («Ричард III»), Бенедикт («Много шума из ничего», Петруччио («Укрощение строптивой»), Отелло («Отелло»), также сыграл значительную роль в развитии режиссуры шекспировских спектаклей и способствовал обновлению духа Шекспира на сцене Малого театра. Его постановка «Бури» (1905) стала значимым событием в истории театральной Москвы.
Актёры следующего поколения не только восхищались Ленским, но и многое перенимали от его манеры исполнения. Главными чертами его актерской индивидуальности были обаяние интеллигентности и благородства (что на русской сцене той поры было большой редкостью), тонкий юмор и высокая артистичность.
«Самое трудное в сценическом исполнении — это художественная простота. Чем лучше актер, тем ближе он к этой простоте, но чем ближе он к этой простоте, тем проще и доступнее всякому кажется его искусство.» (А.П. Ленский, «Заметки актёра»).
Будучи талантливым артистом, Ленский был не менее одаренным художником – он был автором эскизов декораций и костюмов, а также создателем эскизов грима персонажей. Он также написал ряд работ теоретического характера о мастерстве художника, режиссёра и актёра - «Заметки о мимике и гриме» (напечатаны в журнале «Артист» в 1890), «Заметки актёра» (напечатаны в журнале «Артист» 1894), «По поводу декоративной живописи» (опубликована в «Новостях дня» в 1901).
Во многом Ленский проложил путь для режиссерской практики и студийной работы Станиславского. В 1898 году, когда Станиславский и Немирович-Данченко открыли Московский художественный театр, Ленский возглавил Новый театр, филиал Московской императорской труппы, где он преподавал и экспериментировал со своими учениками и молодыми актёрами. Под его руководством в этой студии раскрылись дарования Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой, А.А. Остужева, В.Н. Пашенной и др. - будущих звёзд Малого. На сцене Нового театра Ленский создал несколько блестящих постановок, в том числе «Бурю» (1905 г.) и «Сон в летнюю ночь» (1899 г.) Шекспира, «Снегурочку» Островского (1900) и планировал поставить «Венецианского купца» и «Царя Федора Иоанновича» Алексея Толстого. Однако в 1907 году, за год до смерти Ленского, Новый театр был закрыт.
Ленский сыграл важную роль в совершенствовании техники актерского мастерства. Его суждения о творчестве, о воспитании актера, о высокой миссии искусства и артиста-художника, об актерской школе до сих пор входят в основу незыблемых традиций Малого театра.
«Творить без вдохновения нельзя, но вдохновение весьма часто вызывается тою же работой. И печальна участь художника, не приучившего себя в своей работе к строжайшей дисциплине: вдохновение, редко призываемое, может его покинуть навсегда.» (А.П. Ленский, «Заметки актёра»).
Ленский был настоящим реформатором, который стремился к художественному обновлению и техническому совершенствованию Малого театра. Во время европейской поездки Ленский увидел на одной из сцен в Германии поворотный круг. Артист загорелся идеей перенести подобный механизм на московскую сцену, так как он позволил бы добиться непрерывности действия спектакля. Но бюджет на это новшество Дирекция императорских театров не выделила. Тогда Ленский вместе с Карлом Вальцем (главным декоратором и машинистом Малого и Большого театров) разрабатывают свой механизм поворотного барабана – по принципу ручной кофемолки. Производство и установка такого круга была менее затратна, нужную сумму удалось найти в бюджете – это были штрафные деньги, собираемые в течение нескольких лет с артистов и сотрудников. В 1900 г. первый поворотный круг в России был установлен в Малом театре, что открыло новые просторы для режиссёрской фантазии.
2 (15) октября 1908 г. Ленский последний раз вышел на сцену Малого театра в роли Дудукина в «Без вины виноватых» Островского, а 13 (26) октября 1908 г. скончался от приступа стенокардии.
Ермолова восприняла его уход трагически, написав: «Умерла Душа Малого театра». Однако время показало, что принципы и традиции, заложенные Ленским и бережно развиваемые его преемниками, по сей день остаются основой отечественного театрального искусства.
Текст подготовлен Эвелиной Тимохиной