В 1518 году «танцевальная чума» привела к тому, что жители французского города Страсбурга, как сообщается, безудержно танцевали целыми днями — со смертельным исходом. Это странное событие продолжает очаровывать художников и писателей.
Как и все хорошие истории о чуме, эта начинается с предзнаменований. Звезда проносится по небу. Поля заливают. За экстремальным холодом следует экстремальная жара, за которой неизбежно следует экстремальный голод. Жарким летним днем в июле 1518 года женщина по имени Фрау Троффеа выходит на площадь в Страсбурге и начинает танцевать. Поначалу окружающие только наблюдают, любопытствуя от этого необычного публичного выступления. Они смотрят на женщину, которая не хочет, не может остановиться. Она танцует почти неделю, время от времени падая от истощения, но в основном не боясь других предупредительных сигналов тела: боли, голода, стыда. Нет музыки. Ее сердце поддерживает темп, усердно работая над тем, чтобы движение продолжалось.
К тому времени, когда ее заберут, будет слишком поздно. Подключились другие. К августу их будет сотни. Как и она, они не могут объяснить себя. Они танцуют как по принуждению, их ноги окровавлены, а конечности дергаются. Стихотворение из современной хроники описывает «женщин и мужчин, которые танцуют и прыгают… / На общественном рынке, в переулках и улицах, / День и ночь», пока «болезнь» окончательно не прекратится. Далее в летописях описываются меры, принятые властями в ответ. Один писатель описывает танцоров, которых увозили к святилищу Святого Вита за городом, где им «давали маленькие кресты и красные туфли». В другом упоминаются более прямые договоренности, сделанные для того, чтобы танцоры утомили их до подчинения, с «лицами… специально назначенными танцевать с ними за плату под музыку барабанов и дудки». Это не помогает. «Все это было бесполезно, и многие плясали до смерти».
Хотя сейчас это самый известный пример, Страсбург был не единственной «танцевальной чумой», поразившей Европу в средние века и раннее Новое время. Многие случаи неконтролируемых или угрожающих танцев были зарегистрированы в Германии, Франции и других частях Священной Римской империи. В более ранние века эти события интерпретировались как божественное наказание или одержимость демонами, исправленные религиозными решениями, такими как процессии, мессы или прямое вмешательство священников. За два десятилетия до лета 1518 года священнослужитель в Страсбурге по имени Себастьян Брант написал в своей сатирической аллегории «Корабль дураков», «что танец и грех однородны», обвиняя сатану во всех этих «головокружительных танцах, сделанных весело».
Современная хореомания
В конце концов, история сюрреалистического лета в Страсбурге — это просто история. Массовые танцы в той или иной форме задокументированы по крайней мере в шести различных хрониках того времени, движения танцоров, как сообщается, продолжаются в течение нескольких недель. Зачинщиком нескольких из них названа Фрау Троффеа. Кроме того, детали начинают расходиться. Даются разные даты начала. Подчеркиваются различные методы борьбы с явлением. Как и многие другие исторические события, портрет составлен из фрагментов.
Неуправляемый танец оказывает завораживающее действие на тех, кто его созерцает. Достаточно вспомнить популярную сказку Ганса Христиана Андерсена «Красные туфли» с ее проклятыми алыми кожаными туфлями, которые обрекают свою обладательницу на такой мучительный танец, что в конце концов она находит палача, который отрубает ей ноги. Это ужасная история, и людям она нравится. Хотя его моральные последствия относительно просты (старая добрая доза наказания за тщеславие: владелица туфель прошла через это испытание, потому что она осмелилась возжелать такую красивую обувь в первую очередь), ее более мрачные намеки на обладание и непрекращающееся движение вдохновили многих. работы, включая фильм Пауэлла и Прессбургера, альбом Кейт Буш и несколько балетов.