Приветствую, мой дорогой читатель!
Продолжим говорить о предпринимательстве в это неспокойное время. 2022 отличается от того же 2018-2019(годы, когда я перешёл на полностью удалённую работу) многообразием площадок для товарного бизнеса, возможностями самих площадок и тем, что покупатели за время COVID-19 просто привыкли к покупкам через интернет.
Добавим немного анализа:
Рост за последнее десятилетие просто поразительно и видно, что подобные запросы будут продолжать расти. Это значит, что тот же товарный бизнес в тренде уже года 2 минимум, но и будет актуален далее.
Разберёмся ещё и с терминами:
Маркетплейс - это онлайн площадка, которая позволяет связать продавцы(или производителя) и покупателя. Задача маркетплейса не продавать, а дать продавцу трафик, обеспечить продвижение товара, да и просто сделать чтобы всё было максимально удобно.
Доски объявлений - тоже онлайн площадка, которая связывает покупателя и продавца, но вид этой связи немного другой. За продвижение товара, реализацию и общение с клиентом будете уже отвечать вы. То есть, процесс вами больше контролируется.
Так что же выбрать?
Начинающему продавцу стоит рассмотреть площадки, исходя из нескольких параметров:
- Бюджет. Формула бюджета в товарном бизнесе проста: Бюджет на закупку товара + рекламный бюджет + упаковка(если применимо)+ логистика + подушка безопасности. Если ваш бюджет ограничен, то и выбор площадки будет с наименьшими вложениями.
- Популярность(посещаемость). Где есть клиент именно для покупки вашего товара? Там, где есть посещаемость. Чем больше клиентов, тем больше разнятся из потребности. Следовательно нужно охватить бОльшую аудиторию.
- Комиссия площадки. Я выделил это отдельным пунктом, так как это больше фактор, который происходит постфактум. Насколько интересно предпринимателю с бюджетом в 10000 рублей отдавать 5-10% с каждой продажи, если у него, скажем, 10 единиц товара? Включим простую математику: Допустим, что мы купили 10 единиц товара по 700 рублей и хотим продать его за 900 рублей/штука. Что получится с учётом комиссии? Вместо 9000 рублей с продаж мы получаем 8100(профит всего 1100!). Стоит задуматься, готовы ли вы отдавать комиссию в начале или нет, хотя эта комиссия в какой-то мере покрывает другие издержки, которые могли бы возникнуть на досках объявлений.
- Количество единиц товара. И снова представим себе ситуацию: У вас 10 единиц и 200 единиц одинакового товара. 10 единиц проще сбыть на досках объявлений, 200 - маркетплейс. Почему? Потому что маркетплейс охватывает огромное количество покупателей и автоматически занимается продвижением товаров, хоть и за комиссию. Авито, Юла и так далее используют платные услуги, которые надо оплатить сразу для продвижения товара. Однако, прошу заметить, что для 10 единиц товара не так сложно найти покупателя.
Главный вопрос: Доски объявлений или маркетплейсы?
Мой личный совет: Отталкивайтесь от бюджета. Плюсы и минусы есть и там, и там, так что сравним.
Доски объявлений(Авито\Юла и т.д.)
Плюсы:
- Бесплатные публикации. Да, товар, который куплен на продажу на Авито выставляется платно. Так как Авито хочет конкурировать с Озоном и Вайлдберрис, то это вполне естественно что плата за размещение товара была введена. Юла менее популярный ресурс, но платное размещение тоже присутствует. При желании можно найти фишки как избежать платного размещения.
- Логистику продумали за вас. Согласитесь, это удобно, когда даже не надо из дома выходить или в целом везти товар покупателю? Вот я как домосед считаю так же. Авито Доставка действительно покрывает необходимость искать решения как отправить товар, тем более оплата доставки ложится на покупателя, а площадка является гарантом того, что сделка пройдёт обоюдно выгодно.
- Охваты, как следствие - количество потенциальных клиентов. Почти каждый слышал про Авито, каждый искал там как б\у, так и новые товары. Сейчас же эта доска объявлений востребована и будет популярна ещё долго как одна из лидирующих площадок в СНГ.
- Ценообразование. Цену контролируете вы, система скидок зависит от вас, можно даже уступить клиенту в рамках лояльности или привлечения, можно торговаться. Всё это огромный плюс для будущего предпринимателя.
- Упаковка. Если есть желание заняться рукоделием или просто порадовать клиента - пожалуйста, но Авито при отправке товара не требует специальной упаковки, так что расходы на это можно убрать из списка.
Минусы:
- Мошенники. Как бы не старалась администрация Авито обезопасить продавцов и покупателей, но мошенники всегда найдут способ как можно обойти это и урвать хотя бы за короткий срок прибыль(и не малую). Перед тем как куда-то переходить, на что-то нажимать в процессе общения с клиентом - лучше ознакомиться с вот этой вот статьёй.
- Не хочу вам платить 1000, хочу за 500. Да, это одна из самых распространённых проблем - торг. Приведу пример: Я очень сильно ошибся, купив б\у ноутбук у компании "МММ"(не название компании, а просто для рассказа), вернуть его не удалось, к сожалению, и я решил использовать отдельный профиль для продажи ноутбука. Цену установил даже ниже, чем сумма, за которую я его покупал. Что в итоге? Мне писали с предложением купить его за половину выставленной цены! Если вы "мягкий" человек, то вам будет сложно сказать клиенту "нет", потому что иногда способы убеждения заставляют даже пустить слезу или не заметить как вы согласились.
Подытожим: Доски объявлений это идеальное решения для новичка, продавца с небольшим количеством товара или же с маленьким бюджетом. С мошенниками и любителями торговаться можно спокойно разобраться, это вопрос исключительно осведомлённости. Учитывая, что вы всё можете просчитать наперёд, то я считаю, что это отличное поле для вашего старта.
Маркетплейсы(Вайлдберрис\Озон и т.д.)
Плюсы:
- Отличные инструменты продвижения. В плане продвижения вашего товара Вайлдберрис вызывает восторг. Мой знакомый не так давно начал покорять эту нишу и закупать абсолютно разный товар. Как итог, за ночь у него продались абсолютно все единицы товара, которые он закупил на реализацию, так ещё и пришлось дополнительно искать где купить больше. Маркетплейсы используют свои алгоритмы, чтобы показывать потенциальному покупателю то, что ему может быть нужно, тем и увеличивая продажи.
- Удобный поиск товара. Согласитесь, зайти и увидеть многообразие товара это круто. Наличие фильтров по брендам, производителю, модели, размеру, виду - вообще замечательно. Да, у досок объявлений это тоже есть, но фильтры и удобство по своему функционалу уходят маркетплейсам.
- Логистика. Здесь понятие логистики немного другое. Кроме того, чтобы доставить ваш товар на лицензированный склад маркетплейса, вам вообще больше не надо задумываться о том, как доставить покупателю товар, здесь всё на себя берёт сама площадка.
Минусы:
- Маркетплейс диктует свои правила. "Товар стоил 4999 рублей, а сейчас на Озоне скидка аж до 1999 рублей, вау!" - сказал бы я, будучи покупателем, но не продавцом. Маркетплейсы сами выбирают что продвигать, как продвигать, на что сделать скидку. Это нужно так же учитывать.
- Упаковка, маркировка. Не мало предпринимателей здесь споткнулись. Думаете красиво упаковать товар и привезти его на склад это всё? Не совсем. Товар должен быть упакован по правилам маркетплейса, должна быть маркировка(где-то маркируют сотрудники, где-то надо самим), обязательно ещё и про хранение товара на складе помнить.
- Оформление карточки товара. Эксперт по оформлению товаров, эскперт по маркетплейсам, дизайнер карточек ВБ, фотограф для ВБ товаров - все эти специальности и курсы по ним возникли только из-за того, что оформление карточек на маркетплейсах должно быть по всем правилам, иначе товар не будет показан покупателям.
- Доставка и хранение товара. Да, мы говорим сейчас не просто о купи-продай и получи себе денег, но о целом бизнесе, поэтому учитывайте, что кроме покупки товара или поиска и поездки к поставщику, вам так же надо будет отвезти весь товар на склад маркетплейса. Кроме того, маркетплейсы берут не хранят неликвидный товар бесплатно. Это тоже важные аспекты, которые надо изучить перед стартом продаж того или иного товара.
Подытожим: Лично моё мнение, что маркетплейсы это невероятно крутые ресурсы для предпринимателей с хорошим бюджетом(>500.000 рублей примерно), либо тем, кто уже вырос из досок объявлений. Затраты на маркетплейсы не маленькие без знаний и навыков, которые можно приобрести, но не все готовы идти учиться. К этому надо стремиться, здесь можно делать бизнес.
Заключение.
Предприниматель сможет проанализировать свои возможности, взвешенно подойти к тому, чтобы извлечь выгоду везде. Выбор стоит делать исходя из многих факторов, но успеха можно достичь и там, и там. И не забывайте, что вы развиваетесь, а значит, что рано или поздно даже из досок объявлений перерастают в маркетплейсы, где вы можете получать почти пассивный доход. Дерзайте!
А что выберете вы? Доски объявений или маркетплейсы? Юла или Озон? ТворОг или ТвОрог? Пишите в комментариях!
Едем дальше! :)