Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Может ли выпускник коррекционной школы получить аттестат (со свидетельством об обучении)?

Здравствуйте, уважаемые читатели моей странички. Я часто получаю вопрос о том, как ребенку с нарушением интеллекта, окончившему коррекционную школу, получить аттестат об образовании, и возможно ли это впринципе.

Скажу сразу, что согласно нашему (российскому) законодательству возможность такая есть. Но прежде чем задумываться о её реализации, родителям необходимо здраво оценить особенности и возможности своего ребенка, чтобы не навредить ему. Для этого нужно задать себе следующие вопросы:

- Зачем (для какой цели) вашему ребенку аттестат?

- Является ли желание получить аттестат – желанием ребенка, или это исключительно ваше желание?

- Сможет ли ваш ребенок освоить программу массовой школы, в которую входят такие предметы, как алгебра, геометрия, химия, физика, иностранный язык и т.д., а в дальнейшем – обучаться в средних профессиональных/высших учебных заведениях?

На самом деле, получение аттестата об образовании становится реальным только для тех детей (выпускников), кому диагноз интеллектуальной недостаточности был выставлен ошибочно. Да, к сожалению, такие случаи встречаются, когда ребенок, закончивший коррекционную школу с диагнозом умственной отсталости, в дальнейшем получает аттестат, и поступает в массовые группы средних профессиональных/высших учебных заведений. У таких детей/людей могут быть определенные психические или психологические особенности (различных типов и видов которых очень много), но к умственной отсталости эти особенности не имеют никакого отношения.

Наличие таких случаев не говорит о том, что любой ребенок, имеющий нарушение интеллекта, способен освоить программу массовой школы и продолжить обучение в колледже или вузе. Это говорит только об изумительной «компетентности» тех специалистов (врачей и педагогов), которые выставили данный диагноз, а затем, в течение многих лет, не замечали его ошибочности, не направляли на повторные комиссии для уточнения диагноза, и продолжали обучать по программе, несоответствующей его возможностям. И конечно, в ошибках подобного рода, не последнее место играют родители ребенка (в случае, если они есть). Поскольку родители, видя потенциальные возможности своего ребенка и занимаясь с ним самостоятельно, должны были усомниться в правильности выставленного диагноза и самостоятельно обойти нескольких квалифицированных врачей (как частных, так и в гос.учереждениях) для уточнения диагноза.

Данные ошибки особенно характерны для детей, имеющих дополнительные особенности в виде нарушений слуха или зрения.

Для тех детей, у кого интеллектуальная недостаточность является реальным и подтверждённым диагнозом, получение общего образования невозможно, просто исходя из его особенностей, которые обусловлены нарушением интеллекта. Такой ребенок (выпускник) не сможет овладеть программой массовой школы – ведь не зря ведущие педагоги и дефектологи разрабатывали и внедряли адаптированные программы обучения для таких детей, с сокращением не только количества, но в некоторых случаях и качества преподаваемого учебного материала.

Если вы, уважаемые родители, во что бы то ни стало, хотите получения аттестата своим ребенком, то для начала вернитесь в начало статьи и задайте себе перечисленные там вопросы. А затем подумайте над тем, какой вред вы можете принести ребенку, пытаясь «натаскать» его на те знания и умения, которые необходимы для успешного освоения и сдачи программы общего образования.

Вы должны знать, что психика и возможности ребенка с нарушением интеллекта – не дадут ему освоить программу массовой школы, какие бы усилия вы к этому ни прилагали, и сколько бы ни нанимали репетиторов. У детей с подтвержденным диагнозом интеллектуальной недостаточности, есть определенный «потолок» знаний и умений, которые он может понять, осознать и усвоить. Подняться выше этого «потолка» ему не дадут его особенности.

Для иллюстрации сказанного - представьте, что вы пытаетесь научить маленького ребенка чему-то такому, что он впринципе не может освоить. К примеру, научить годовалого ребенка сидеть за партой или пересказывать сказки, младшего школьника учить психоанализу, философии или органической химии, писать курсовые работы и диссертации. Даже если ребенок напряжет все свои силы (а на самом деле – даже не будет пытаться, поскольку это настолько сложно, что не вызывает никакого желания пробовать это делать) – то он всё равно не выполнит стоящую перед ним задачу.

Точно также происходит и с детьми с нарушением интеллекта. Только маленький ребенок не готов к усвоению определенных знаний и умений в силу возраста, а ребенок (подросток) с нарушением интеллекта – в силу своих особенностей. Но и те и другие - психически/психологически не готовы и физиологически незрелы для подобного обучения.

Как минимум – такое обучение не даст абсолютно никакого эффекта, а как максимум – приведет к истощению психики, перегрузкам и неврозам. И в итоге – ребенок всё равно не освоит программу, а только усугубит своё психофизическое и психологическое состояние. И это я уже не говорю о том, что учиться в средних профессиональных/высших учебных заведениях он также не сможет.

Уважаемые родители, помните о том, что вы должны всегда действовать в интересах своего ребенка, и делать то, что будет лучше для него (а не исходя только из ваших надежд и желаний).

Теперь перейдем непосредственно к правовой основе получения общего образования ребенком, имеющим (по каким-либо причинам) свидетельство об обучении.

Итак, на данный момент существует документ, под названием:

Письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 “О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

Приведу некоторые выдержки из данного документа:

«Предельный возраст получения образования не ограничен.»

«…лицо в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившее свидетельство об обучении и(или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.»

«Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.»

«Для обеспечения права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.»

В данном документе не сказано о том, что для получения общего образования, человек обязан снять диагноз. Получить аттестат об общем образовании может любое лицо с нарушениями интеллекта (если ему позволят его особенности), независимо от возраста.

В этом случае возникает некоторое противоречие в том, что ребенок с подтвержденной интеллектуальной недостаточностью имеет право на получение общего образования, но по факту – реализовать это право не сможет, как раз из-за своих особенностей (о чем мы говорили выше).
Поэтому в полной мере воспользоваться правом на получение общего образования могут люди, которым по каким-либо причинам был выставлен ошибочный диагноз умственной отсталости.

То есть, я хочу обратить внимание родителей на то, что после получения свидетельства об обучении, и даже после профессиональной подготовки в соответствующих колледжах/училищах – ребенок может поступить в общеобразовательную школу (скорее всего, на заочную форму обучения) и получить аттестат об образовании.

Уважаемые родители (и законные представители детей)!
Целью своей статьи я ставлю информирование вас о том, что если вашему ребенку был ошибочно выставлен диагноз, и вы очень мучаетесь по этому поводу и корите себя, специалистов и школу за то, что «теперь он никуда не поступит и не сможет получить нормального образования», то успокойтесь и начните действовать в рамках закона – реализовывайте право своего ребенка на получение общего образования. Это возможно, это закреплено в соответствующем документе, и ваш ребенок имеет на это право.

Мои статьи, на похожую тематику:

Ребёнок закончил коррекционную школу – куда поступать? Какие документы нужны при поступлении? Вопросы и ответы
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ19 декабря 2021
Список колледжей, в которые берут выпускников "VIII вида", с ОВЗ и инвалидностью (Москва и МО)
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ4 мая 2022
Какие бывают виды коррекционных школ? Разбираем подробно: отличия, методы, программы (часть 1)
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ7 мая 2021
Какие бывают виды коррекционных школ? Разбираем подробно: отличия, методы, программы (часть 2)
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ10 мая 2021
Где учатся дети с ЗПР, аутизмом и нарушением интеллекта?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ13 мая 2021

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru