Найти тему
Разноцветные грани

Илья Давидович Рубин: работы художника и воспоминания дочери Дины

С творчеством Дины Ильиничны Рубиной знакомы многие. Она замечательный прозаик, автор многих романов и рассказов, лауреат различных престижных литературных премий. Из её произведений можно понять, что автор неравнодушна к искусству и, в частности, к живописи.
Например, вот так в рассказе "Школа света" она описывает свою встречу с шедевром
Яна Вермеера — картиной "Вид Делфта" во время путешествия с мужем Борисом по Нидерландам.

– Подожди… – сказал Борис, придерживая мои плечи. – Стой так, не оборачивайся. Обрати внимание: все напоено этой излюбленной кирпично-оливковой гаммой малых голландцев. Видишь, вся живопись, весь цветовой арсенал художника зажат между двумя полюсами, заданными определенной гаммой. Немного пурпура, немного густой зелени, но в основном это устрично-приглушенное спокойствие тона, устойчивая бюргерская жизнь цвета… А теперь смотри! – И он с силой развернул меня за плечи в ту сторону, где распахивались двери в анфиладу нескольких залов и со стены последнего шло безудержное сияние. Я даже не сразу поняла, что это и есть – картина. Мне почудилось – это вид в окне: в синем просторе тяжело шевелились облака – над шпилями церквей, над багряной черепицей крыш, над башнями, лодками, мостами, над колыханием бликов в воде, над желтой песчаной косой на переднем плане.
– Что это? – спросила я ошеломленно. Как будто вдруг очистилось зрение, будто содрали темные шторы с окна или сняли катаракту, что затушевывала мир, и мы взглянули вокруг ясным, полноцветным, без затемненной оптики взглядом. Картина была навечно установившимся бытием. – Какое все… другое!
– Да! – сказал он торжествующим тоном, будто сам только что отложил кисть и отошел от мольберта, чтобы взглянуть на холст с нужного расстояния. – Это Вермеер.
Ян Вермеер. Вид Делфта. 1660-1661 гг. Холст, масло. 96,5 × 115,7 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Ян Вермеер. Вид Делфта. 1660-1661 гг. Холст, масло. 96,5 × 115,7 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Я знала, что муж Дины Рубиной — художник, и что родилась она тоже в семье художника. Но если с работами Бориса Карафелова, мужа Дины Ильиничны, мне приходилось встречаться хотя бы в виде иллюстраций к её произведениям, то с работами отца, Ильи Давидовича, до недавних пор я была незнакома. Потому что прав был Александр Сергеевич, говоря, что мы ленивы и нелюбопытны.

Борис Карафелов. Ресторан в Иерусалиме. 2012 г. Холст, масло. 90 x 100 см
Борис Карафелов. Ресторан в Иерусалиме. 2012 г. Холст, масло. 90 x 100 см

Познакомиться с творчеством Ильи Давидовича Рубина меня сподвиг случай. Открыла я недавно на литресе электронную версию сборника рассказов Дины Рубиной "Всегда, всегда?", опубликованного издательством "Эксмо" в 2016 году, и на второй странице увидела вот такой портрет.

И.Д. Рубин. Портрет Дины Рубиной
И.Д. Рубин. Портрет Дины Рубиной

Признаюсь, увидев этот портрет вне книги, без подписи, я бы Дину Ильиничну не узнала. Впрочем, немудрено: с 1971 года, когда был создан портрет, прошло много лет...

Что ж, этот портрет стал для меня мотиватором: я решила узнать побольше об Илье Давидовиче Рубине и его творчестве.

И.Д. Рубин. Автопортрет в узбекском чапане. Государственный музей искусств, Ташкент
И.Д. Рубин. Автопортрет в узбекском чапане. Государственный музей искусств, Ташкент
И.Д. Рубин. Автопортрет
И.Д. Рубин. Автопортрет

На представленных выше автопортретах Илья Давидович изобразил себя в чапане — стёганом халате, являющимся главным элементом национального мужского костюма в Узбекистане. Это неслучайно: судьба художника сложилась так, что он прожил в Узбекистане, в Ташкенте, значительную часть жизни.
О первом автопортрете Дина Рубина 26 августа 2020 года, в день 96-летия со дня рождения художника, писала так:
«я помню, как отец приступил к работе: надел чапан (полосатый узбекский халат), подпоясался, достал из матерчатой сумки лепешку, купленную на Алайском базаре. Он поднес ее к лицу, глубоко вдохнул и сказал: «Живу здесь сорок лет, не могу привыкнуть к аромату местного хлеба. Он божественный». «Пап, - сказала я, - пока ты закончишь работу, эта лепешка окаменеет». «Ну и что, - отозвался он. – Спрысни водой и - в духовку. Она оживет, распустится…и будет пахнуть на весь дом»…

А родился будущий художник 26 августа 1924 года в Харькове, где прошло его детство. Когда началась Великая Отечественная, Илье было 16 лет, и он вместе с родителями уехал в эвакуацию под Семипалатинск.
О дальнейшей судьбе Ильи Рубина приведу сведения из Википедии:

В 1942 году был призван в Красную Армию, попал в Рязанское артиллерийское офицерское училище в станице Талгар под Алма-Атой. В конце 1944 года был направлен на 2-й Украинский фронт, в 9-й корпус прорыва. Участвовал во взятии Будапешта и Вены. Войну закончил командиром батареи в Праге.
После демобилизации вернулся к родителям в Ташкент. В 1947-52 гг. учился в Республиканском художественном училище в Ташкенте. После остался в нём преподавать. В 1954-60 гг. обучался в Ташкентском театрально-художественном институте, у В.Подгурского.
После окончания института остался преподавать в нём до 1980 года. Член Союза художников СССР (1964). Участник многих персональных и групповых выставок.
С 1991 года жил и работал в Иерусалиме. Его дочери - писательница Дина Рубина и скрипачка Вера Рубина.
Скончался Илья Давидович 5 марта 2013 года (г. Иерусалим, Израиль). Его картины находятся в музеях и частных коллекциях России, Узбекистана, Грузии, Японии, Израиля и многих других стран.

Судьба уложилась в несколько абзацев текста. Но хоть текст и скуден, из него понятно, что прожил художник долгую жизнь — 89 лет. И за эти годы он многое пережил и испытал, многое видел. И часть увиденного художником можем увидеть и мы — в его работах. В частности, можем увидеть выполненные маслом и пастелью портреты его современников, а также близких. Ниже представлены репродукции некоторых портретов, большинство взяты из источника.

Здесь Дина Ильинична очень даже узнаваема:

Портрет дочери. 1980 -2006 г.
Портрет дочери. 1980 -2006 г.

А это портрет Веры Ильиничны, сестры Дины:

Портрет дочери Веры. 1975 г.
Портрет дочери Веры. 1975 г.
Портрет внука Бореньки. 1986 г.
Портрет внука Бореньки. 1986 г.

И ещё несколько портретов в галерее.

Череда лиц. Разных, не похожих друг на друга. Простые, но проникновенные работы. Подробно переданы детали, настроения моделей. Чувствуется интерес портретиста к изображаемым, видно прекрасное владение рисунком. Неслучайно Илью Рубина называли мастером старой школы. Нельзя не согласиться с Диной Ильиничной Рубиной, написавшей об отце такие строки: «Мой отец был замечательным, бескомпромиссным художником. Самым большим комплиментом для него было определение: «отличный рисовальщик!» Он был настоящим мастером так называемой старой школы, презирал новомодные течения в искусстве, называл все это преходящим барахлом… Его любимыми художниками были Тициан, Рембрандт и Веласкес. Неплохая компания…»

В наследии мастера есть не только портреты. Писал он, в частности, и натюрморты. Дина Ильинична вспоминает: "Мой отец любил натюрморты…В мастерской на мольберте всегда стоял подрамник с холстом, на столике рядом – «постановка», с которой он писал. В углу, в картонном ящике была навалена гора драпировок, отрезы разной материи: бархата, шелка, шерсти, ситца и маркизета – отец обожал складки и отлично передавал их на холсте. У меня висит его ранняя студенческая работа: два свободно спадающих отреза ткани, перекинутых через спинку стула. Великолепно вещественно переданы складки."

-10

«А на подоконнике стоял целый ряд медных кумганов, бронзовых фигурок, стеклянных цветных ваз… На большом керамическом лягане – блюде для плова – всегда лежали окаменелые гранаты и еще какой-нибудь не выкинутый вовремя фрукт, к которому, вожделея, уже примеривались мухи. Тогда отец выносил нам арбуз или дыню и говорил: «Налетай-торопись, поедай живопИсь!».

-11

Удалось найти в сети вот такие натюрморты кисти Ильи Рубина.

Натюрморт с фруктами. 1971 г. Картон, масло. 40 x 30 см
Натюрморт с фруктами. 1971 г. Картон, масло. 40 x 30 см
-13
-14
-15
-16

А ещё на сайте аукциона "Мешок" нашёлся вот такой пейзаж кисти Рубина. Зимний. Удивительно. Интересно, где этот пейзаж был написан.

-17

Конечно, представленные работы далеко не исчерпывают творчество Ильи Давидовича Рубина, показывают лишь малую часть. Но, думаю, что, посмотрев представленные репродукции, можно понять, что Илья Рубин был хорошим художником, настоящим мастером.

А в заключение, как обычно, хочу порекомендовать свои любимые каналы.

Живопись. Фотография

Заметки Художника