С творчеством Дины Ильиничны Рубиной знакомы многие. Она замечательный прозаик, автор многих романов и рассказов, лауреат различных престижных литературных премий. Из её произведений можно понять, что автор неравнодушна к искусству и, в частности, к живописи.
Например, вот так в рассказе "Школа света" она описывает свою встречу с шедевром Яна Вермеера — картиной "Вид Делфта" во время путешествия с мужем Борисом по Нидерландам.
– Подожди… – сказал Борис, придерживая мои плечи. – Стой так, не оборачивайся. Обрати внимание: все напоено этой излюбленной кирпично-оливковой гаммой малых голландцев. Видишь, вся живопись, весь цветовой арсенал художника зажат между двумя полюсами, заданными определенной гаммой. Немного пурпура, немного густой зелени, но в основном это устрично-приглушенное спокойствие тона, устойчивая бюргерская жизнь цвета… А теперь смотри! – И он с силой развернул меня за плечи в ту сторону, где распахивались двери в анфиладу нескольких залов и со стены последнего шло безудержное сияние. Я даже не сразу поняла, что это и есть – картина. Мне почудилось – это вид в окне: в синем просторе тяжело шевелились облака – над шпилями церквей, над багряной черепицей крыш, над башнями, лодками, мостами, над колыханием бликов в воде, над желтой песчаной косой на переднем плане.
– Что это? – спросила я ошеломленно. Как будто вдруг очистилось зрение, будто содрали темные шторы с окна или сняли катаракту, что затушевывала мир, и мы взглянули вокруг ясным, полноцветным, без затемненной оптики взглядом. Картина была навечно установившимся бытием. – Какое все… другое!
– Да! – сказал он торжествующим тоном, будто сам только что отложил кисть и отошел от мольберта, чтобы взглянуть на холст с нужного расстояния. – Это Вермеер.
Я знала, что муж Дины Рубиной — художник, и что родилась она тоже в семье художника. Но если с работами Бориса Карафелова, мужа Дины Ильиничны, мне приходилось встречаться хотя бы в виде иллюстраций к её произведениям, то с работами отца, Ильи Давидовича, до недавних пор я была незнакома. Потому что прав был Александр Сергеевич, говоря, что мы ленивы и нелюбопытны.
Познакомиться с творчеством Ильи Давидовича Рубина меня сподвиг случай. Открыла я недавно на литресе электронную версию сборника рассказов Дины Рубиной "Всегда, всегда?", опубликованного издательством "Эксмо" в 2016 году, и на второй странице увидела вот такой портрет.
Признаюсь, увидев этот портрет вне книги, без подписи, я бы Дину Ильиничну не узнала. Впрочем, немудрено: с 1971 года, когда был создан портрет, прошло много лет...
Что ж, этот портрет стал для меня мотиватором: я решила узнать побольше об Илье Давидовиче Рубине и его творчестве.
На представленных выше автопортретах Илья Давидович изобразил себя в чапане — стёганом халате, являющимся главным элементом национального мужского костюма в Узбекистане. Это неслучайно: судьба художника сложилась так, что он прожил в Узбекистане, в Ташкенте, значительную часть жизни.
О первом автопортрете Дина Рубина 26 августа 2020 года, в день 96-летия со дня рождения художника, писала так: «я помню, как отец приступил к работе: надел чапан (полосатый узбекский халат), подпоясался, достал из матерчатой сумки лепешку, купленную на Алайском базаре. Он поднес ее к лицу, глубоко вдохнул и сказал: «Живу здесь сорок лет, не могу привыкнуть к аромату местного хлеба. Он божественный». «Пап, - сказала я, - пока ты закончишь работу, эта лепешка окаменеет». «Ну и что, - отозвался он. – Спрысни водой и - в духовку. Она оживет, распустится…и будет пахнуть на весь дом»…
А родился будущий художник 26 августа 1924 года в Харькове, где прошло его детство. Когда началась Великая Отечественная, Илье было 16 лет, и он вместе с родителями уехал в эвакуацию под Семипалатинск.
О дальнейшей судьбе Ильи Рубина приведу сведения из Википедии:
В 1942 году был призван в Красную Армию, попал в Рязанское артиллерийское офицерское училище в станице Талгар под Алма-Атой. В конце 1944 года был направлен на 2-й Украинский фронт, в 9-й корпус прорыва. Участвовал во взятии Будапешта и Вены. Войну закончил командиром батареи в Праге.
После демобилизации вернулся к родителям в Ташкент. В 1947-52 гг. учился в Республиканском художественном училище в Ташкенте. После остался в нём преподавать. В 1954-60 гг. обучался в Ташкентском театрально-художественном институте, у В.Подгурского.
После окончания института остался преподавать в нём до 1980 года. Член Союза художников СССР (1964). Участник многих персональных и групповых выставок.
С 1991 года жил и работал в Иерусалиме. Его дочери - писательница Дина Рубина и скрипачка Вера Рубина.
Скончался Илья Давидович 5 марта 2013 года (г. Иерусалим, Израиль). Его картины находятся в музеях и частных коллекциях России, Узбекистана, Грузии, Японии, Израиля и многих других стран.
Судьба уложилась в несколько абзацев текста. Но хоть текст и скуден, из него понятно, что прожил художник долгую жизнь — 89 лет. И за эти годы он многое пережил и испытал, многое видел. И часть увиденного художником можем увидеть и мы — в его работах. В частности, можем увидеть выполненные маслом и пастелью портреты его современников, а также близких. Ниже представлены репродукции некоторых портретов, большинство взяты из источника.
Здесь Дина Ильинична очень даже узнаваема:
А это портрет Веры Ильиничны, сестры Дины:
И ещё несколько портретов в галерее.
Череда лиц. Разных, не похожих друг на друга. Простые, но проникновенные работы. Подробно переданы детали, настроения моделей. Чувствуется интерес портретиста к изображаемым, видно прекрасное владение рисунком. Неслучайно Илью Рубина называли мастером старой школы. Нельзя не согласиться с Диной Ильиничной Рубиной, написавшей об отце такие строки: «Мой отец был замечательным, бескомпромиссным художником. Самым большим комплиментом для него было определение: «отличный рисовальщик!» Он был настоящим мастером так называемой старой школы, презирал новомодные течения в искусстве, называл все это преходящим барахлом… Его любимыми художниками были Тициан, Рембрандт и Веласкес. Неплохая компания…»
В наследии мастера есть не только портреты. Писал он, в частности, и натюрморты. Дина Ильинична вспоминает: "Мой отец любил натюрморты…В мастерской на мольберте всегда стоял подрамник с холстом, на столике рядом – «постановка», с которой он писал. В углу, в картонном ящике была навалена гора драпировок, отрезы разной материи: бархата, шелка, шерсти, ситца и маркизета – отец обожал складки и отлично передавал их на холсте. У меня висит его ранняя студенческая работа: два свободно спадающих отреза ткани, перекинутых через спинку стула. Великолепно вещественно переданы складки."
«А на подоконнике стоял целый ряд медных кумганов, бронзовых фигурок, стеклянных цветных ваз… На большом керамическом лягане – блюде для плова – всегда лежали окаменелые гранаты и еще какой-нибудь не выкинутый вовремя фрукт, к которому, вожделея, уже примеривались мухи. Тогда отец выносил нам арбуз или дыню и говорил: «Налетай-торопись, поедай живопИсь!».
Удалось найти в сети вот такие натюрморты кисти Ильи Рубина.
А ещё на сайте аукциона "Мешок" нашёлся вот такой пейзаж кисти Рубина. Зимний. Удивительно. Интересно, где этот пейзаж был написан.
Конечно, представленные работы далеко не исчерпывают творчество Ильи Давидовича Рубина, показывают лишь малую часть. Но, думаю, что, посмотрев представленные репродукции, можно понять, что Илья Рубин был хорошим художником, настоящим мастером.
А в заключение, как обычно, хочу порекомендовать свои любимые каналы.