Найти тему

Соло для часов с боем. Молодежь намекает, старики недоумевают.

В театре им. Моссовета 16.09.2022 состоялась премьера спектакля «Соло для часов с боем» по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника.

Пьеса, написанная почти полвека назад, всегда имела большой успех у публики. В 1973 году Олег Ефремов поставил ее на сцене в лучших мхатовских традициях с неповторимым составом.

Мне казалось, что переиграть эту постановку не представляется возможным, да и стоит ли?

После премьеры в театре им. Моссовета у меня возникли противоречивые впечатления, пытаюсь с этим разобраться.

Думаю, что сюжет пьесы многим знаком. По пятницам в уютной квартире бывшего лифтера Франтишека Абеля собираются на посиделки одинокие старики из дома престарелых. Эта маленькая квартирка стала для них неким островком безопасности , где на один вечер они укрываются от окружающей их действительности.

Душа компании - пани Конти. Очаровательная дама, за которой по пятам всегда следуют загадки и пан Хмелик, бывший посыльный, а теперь влюбленный носильщик ее чемодана , с который пани никогда не расстается и никогда не открывает, потому что в нем спрятана главная тайна ее жизни. И чудаковатый инспектор Мич , и часовщик-философ Райнер , и Франтишек Абель, каждый из них тоже "по-своему" вращаются вокруг пани Конти. И все было бы идеально, если бы не внук хозяина дома Павел.

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru

Он и его девушка Даша периодически разрушают еженедельную идиллию. Они молоды, влюблены, строят планы, а "зверинец" , как они называют пятничные посиделки, им откровенно мешает. Однажды, они открытым текстом дают понять деду, что ему пора съезжать...

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru
«Эта пьеса, мне кажется, просто написана для мастеров, ветеранов, актеров, и мы предложили нашим старикам. Они с удовольствием прочитали эту пьесу» - рассказал художественный руководитель театра им. Моссовета Евгений Марчелли. (Источник www. smotrim.ru)
Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru
"Наши старики" - это Ольга Остроумова/Нелли Пшенная (Пани Конти), Евгений Стеблов (Франтишек Абель), Анатолий Васильев (Райнер), Леонид Фомин (Хмелик), Александр Голобородько (Инспектор Мич).

И я не могу с худруком не согласиться. Чтобы сыграть главных героев надо, как минимум, быть им ровесниками, а как максимум внутри себя прочувствовать некое подобие того эмоционального фона, в котором пребывают Франтишек Абель и его гости. "Наши старики" блестяще справляются с поставленной задачей, а иначе они и не умеют.

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru

Режиссер Павел Пархоменко сделал акцент на "свое пространство и свое время " : много пустоты, декорации примитивны (два больших белых экрана, на которые проецируются различные изображения), минимум реквизита.

"По словам режиссера, в таком спектакле на сцене необходим только воздух -и артисты. " (Источник www. smotrim.ru)

Да, наверное, ведь на первый взгляд пьеса кажется простой : классическая житейская история о скоротечности человеческой жизни, о юношеском максимализме, о вечном противостоянии «отцов и детей».

 Фото автора
Фото автора

Я понимаю и принимаю, что много свободного пространства и сваленная в одну кучу мебель намекает, что героям пора дать дорогу молодым, что слишком задержались они на этом свете. Их слова никто уже не слышит, их деяния уже никому не нужны, кроме них самих.

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru

Классические костюмы (без привязки к стране/эпохе) намекают на то, что это могло произойти/происходит в любом время и в любом месте. Ведь меняются только модели цветного телевизора, о котором так мечтали Павел и Даша, а люди не меняются.

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru

Но в первой половине спектакля в этом пустом пространстве для меня, зрителя, несколько потерялись ... диалоги. А именно они - основное орудие этой пьесы- их много, порой они разрозненны, хаотичны. Надо ловить каждое слово и тогда постепенно будет вырисовываться полная сюжетная картина. Герои говорят, говорят, говорят, но слова мгновенно растворяются в воздухе.

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru

Мне, зрителю, холодно и неуютно в большом сценическом пространстве, да и героям тоже. Мне хочется камерной атмосферы маленькой старомодной квартиры, где тепло и уютно, где без страха и упрека можно смело предаваться воспоминаниям, петь и танцевать, мечтать, строить планы и даже влюбляться.

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru

Удобно устроившись в зрительном зале, я сама становлюсь, как Павел и Даша, которые на протяжении всей пьесы слушают, да не слышат.

Но во втором действии вдруг каким-то чудесным образом ситуация стала резко меняться. Дорогие "наши старики" своей неподражаемой игрой, своей бешеной энергетикой смогли заполнить и согреть это безликое пространство.

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru

И вот ты с ними уже на одной волне, поешь и танцуешь на дне рождения пани Конти. Смех, радость, веселье. И так хочется, чтобы сегодня "он" не дозвонился, и пани Конти не взяла трубку. Но , увы, раздается телефонный звонок, а ... дальше тишина. Остались фата и подвенечное платье. На сцене вновь появляются Павел и Даша. Занавес.

Фото www.teatral-online.ru
Фото www.teatral-online.ru

Кстати, молодые герои пьесы, Павел и Даша, так и остались для меня ... энигмой. И в спектакле 1973 года, и сейчас в 2022. Они и есть для меня сама пустота. Хотя, оказывается, этому тоже можно найти оправдание. Они просто молодые, просто эгоисты.

"Молодые - эгоисты. Но это не упрек. Каждый из нас был в молодости эгоистом. На старости лет так необходимо общение друг с другом. Так грустно, когда существует разобщенность между людьми. Пьеса очень добрая и очень нужная. " - Михаил Михайлович Яншин, народный артист СССР (источник Советское телевидение)

Как точно все сказано, что и добавить больше нечего.

#театрымосквы

#культура

 #искусство 

  • · Не забудьте подписаться ✍ ️ на канал 👉 ЗДЕСЬ !
  • · Ставьте 👍 , загадывайте желание и оно обязательно сбудется 🙏 !