Американские киностудии спешно покинули наш рынок, обрушив сборы кинотеатров. Современное отечественное кино ожидаемо не смогло заменить супергероев и шпионские боевики. В результате - рост пиратства и легализация воровства авторских прав. Для обычного россиянина звучит многообещающе...
Ушли, но вернуться не обещали
В марте российский рынок покинули крупнейшие киностудии: Disney, Sony Pictures, Warner Bros. и др. И хотя права на показ старых фильмов остались, кинотеатры лишились голливудских премьер, на которые приходилось подавляющее большинство сборов. Российский зритель не имел возможности увидеть такие новинки, как «Бэтмэн», «Тор-4», «Морбиус», «Доктор Стрэндж» и другие. Российский кинематограф ожидаемо не смог заменить иностранные блокбастеры, из-за чего спрос на посещение кинотеатров резко упал. В августе 2022 г. общие сборы российского кинопроката составили 1 млрд. руб. - в 3 раза ниже 2021 г.
Онлайн-кинотеатры пострадали меньше. Российские платформы Кинопоиск», Ivi, Okko и др. противостояли западным конкурентам в лице Netflix, Amazon Prime, Apple TV+. Помимо цены, основным конкурентным преимуществом являлось (и является) наличие эксклюзивных премьер. Поэтому российские онлайн-кинотеатры адаптируются к новым условиям лучше, чем кинотеатры, хотя и потеряли доступ к отдельным зарубежным премьерам. На первый взгляд кажется, что онлайн-кинотеатры находятся в выигрышной ситуации: зарубежные конкуренты ушли, кинотеатры простаивают. Если бы не резкий рост пиратства.
Помоги себе сам
Несмотря на трехкратное падение сборов, Правительство РФ отказалось выдавать субсидию кинопрокатчикам в размере 6,5 млрд руб. В начале весны представители отрасли прогнозировали, что к осени половина кинотеатров закроются навсегда.
Депутат Елена Ямпольская: "Первое для утопающего — это помоги себе сам. Возможно, тогда и правительство с большим вниманием отнесется к тем суммам, которые киносети сейчас озвучивают."
В итоге, прогнозы кинопрокатчиков не сбылись: на сентябрь 2022 г. закрылось всего 6% кинотеатров (125 ед.), общее их количество составило 1994, причем предполагается возможность возобновления работы закрытых кинотеатров в будущем.
В качестве меры поддержки Правительство разработало особый механизм получения лицензии на авторские права. Если коротко, авторские права можно будет получить в судебном порядке (в российском суде) без согласия иностранных студий. Законопроект также распространяется на музыкальные, литературные и видеопроизведения, и ПО.
Полундра! Пиратство расцветает
Вопрос: как кинотеатры будут вовремя получать доступ к западным премьерам? Ответ: никак. Современный кинопрокат во всем мире работает в формате DCP (Digital Cinema Package). DCP предполагает сложную защиту от копирования шифрованием, для проката требуется специальный ключ, высылаемый кинотеатру индивидуально. (Подробнее о DCP)
Поэтому параллельный импорт «носителя с фильмом», например, из Казахстана, не решит проблему российского показа. Вероятнее всего, показ фильма будет возможет только после выхода премьеры вне кинотеатров (к примеру, на стриминговых платформах за границей) с использованием пиратской копии. Дополнительно потребуется время на профессиональный перевод. Это значит, что пиратские сайты будут получать доступ к фильму раньше, чем кинотеатры, и, соответственно, будут процветать, несмотря на блокировки Яндекса и РКН.
Летом 2022 г. поисковик «Яндекс» заблокировал на 42% больше ссылок на пиратские сайты (9,1 млн), чем годом ранее, а «Газпром-медиа» сообщил об увеличении блокировок в интернете на 25% (1,64 млн) во 2К2022.
Пиратские сайты стали единственным источником иностранных эксклюзивных премьер с Netflix и Disney+, и станут полноценными конкурентами кинотеатрам. На первый взгляд, контент на пиратских сайтах практически не пересекается с российскими онлайн-кинотеатрами. Но развитие пиратства в целом будет тормозить рост официальных платформ и перетягивать на себя зрителей. Конечно, принудительная легализация позволит частично восстановить спрос на посещение кинотеатров, но про восстановление до уровня 2021 г. придется забыть (надеемся, что на время).
Автор: Михаил Журавлев, эксперт экономического департамента ИЭФ
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал