"Кресты все несут: кресты несли апостолы Христовы, тяжкий жизненный крестный путь они прошли; кресты несли, жуткие, мученики в страшных мучениях, запечатлевая верность Господу и храня верность эту до последнего издыхания. Кресты тяжкие несли преподобные, пустынники, подвижники, уединившиеся от мира сего, но молитвами и подвигами спасавшие мир и служившие всему миру. Кресты несут, как сегодня чудно читали мы, и в миру живущие. Неправильное понятие, что в миру погибель, а в монастырях только спасение. Почему же? Вот же недавно читал пример из книги, об одном преподобном великом подвижнике. Он возомнил уже: "Наверно, в мире нет такого, как я, подвижника – и не ем, и не пью, и не сплю, и без конца молюсь, и весь Псалтирь наизусть знаю". Уже бывает такой заскок в мозгах: возомнишь о себе, о мнимой своей святости и мнимых подвигах. Ему Ангел сказал: «Нет, ты пойди в город и посмотри, как живут в таком-то доме». Приходит, а там две снохи живут вместе, две семьи в одном доме, он их и спрашивает: «Меня прислал Бог к вам. Как вы живете?» – «Да как мы живем, как обыкновенно все люди, в суете жизненной: встали утром, Богу помолились кратко, да пошли суетиться – да мужей надо накормить, да семью надо ублаготворить – кругом заботы. Обед приготовили, поели, вечером помолились да спать полягали – вот так мы и живем». – «А в чем же секрет?» – «Мы никогда, сколько живем, более 20 лет, не ругались, не оскорбляли, не завидовали друг другу. Мы с любовию, с миром жили». И они за эту простую семейную жизнь выше были подвижника, жившего в пустыне, отвергшегося от мира. Так что и семейные люди также спасаются, кресты несут свои – крест семейной жизни. Только не злой такой жуткой, не как мы живем в аду, а именно благочестивой светлой жизни также крест угоден Богу. И многие чудесные благочестивые семьи спасаются.
На этой неделе праздновать будем святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – какая благочестивая семья, каких детей, чудных дочерей, воспитала она и как они мужественно прошли свой жизненный крест, голгофу свою мучений, и вошли в Вечную Жизнь, в вечную радость, в Воскресение Вечное вошли, к чему всякая душа христианская стремится».
Сх. Зосима.