Продолжаю делиться впечатлениями о посещении Казахстана в период с 12 по 19 сентября.
Тренды в экономике:
1. Либерализация и борьба с коррупцией. С января 2022 года более 50% судебных исков против государства решены в пользу граждан.
2. Должен быть принят новый налоговый кодекс, с ним также связаны новые надежды.
Ситуация с машиностроением
Машиностроения практически нет. Основа ВВП – это добыча: нефть, уран, цинк. Малый и средний бизнес составляет 30% ВВП, что сопоставимо с Россией.
Большая проблема - отсутствие квалифицированных кадров. Это касается как технических, инженерных специальностей, так и других, особенно врачей.
Города Казахстана
Атырау. Бывший Гурьев. Центр нефтяной промышленности Казахстана на Каспийском море. Цены на отели здесь в 2 раза выше, чем в Алматы!
Чимкент. Расположен на юге, недалеко от границы с Узбекистаном и Киргизией. Численность населения - более миллиона человек. Молодежь здесь плохо говорит по-русски, но можно объясниться. Цены на отели наоборот очень низкие.
Туркестан. Самый древний город Казахстана. Сейчас - это практически новый город, построенный с нуля в полупустыне, во многом на деньги Турции, с очень резким перепадом сезонных температур от +50 летом до -30 зимой. Здесь расположен Казахско-Турецкий Университет им. Ясави, где учатся 11.000 студентов. Влияние Турции при этом не бросается в глаза.
Алматы. Просторный, очень зеленый город. Есть и большие ТЦ, и современные офисные здания, и Старбакс. Удобно передвигаться с помощью Яндекс Такси. Отличные дороги. Пробки умеренные. Широкие улицы, дворцы для торжеств на 1000 человек, рестораны на любой вкус.
Национальные особенности
О традициях гостеприимства уже писал.
Бизнес ведется с позиций открытости и прямоты. Найти общий язык и договориться достаточно просто. Хитрость в торговле, присущая другим восточным народам, скорее отсутствует.
При этом отметил у местных жителей склонность к преувеличению (надеюсь, партнеры в Казахстане не обидятся). Происходит это не со зла, просто желаемое выдается за действительное. Лучше перепроверить. Сравните информацию от местных с реальностью:
- население Атырау 600,000 – реальность 200,000 (по википедии)
- дорога от Алматы до Чарынского каньона 6 часов – доехали за 2,5 часа
- от Чимкента до Ташкента 40 мин – по карте 140 км
Производство индустриальных масел
Отдельно хотел бы поделиться информацией о компании-производителе индустриальных масел и присадок – бренды Hill, Fastroil.
Посетил в городе Чимкент производство масел. Для ПРОМСИТЕХ - это важный новый поставщик в свете ухода европейских производителей индустриальных масел (Лукойл также производил масла в Финляндии).
Компания основана несколько лет назад китайцами, сейчас принадлежит казахским собственникам.
Масло - синтетическое, минеральное и низкотемпературное - уже испытано техническими специалистами ПРОМСИТЕХ и будет использоваться в наших редукторах.
Особенности: стандарты производства американские и ТР ТС, есть контроль качества по специальным квалификационным пробам на каждую бочку, которые хранятся 5 лет.
Возможна разработка масла по заказу или производство копии другого масла объемом от 1 бочки (200 литров).
Буду рад узнать о вашем опыте работы с Казахстаном.