Найти тему
Белинка. О книгах

Три книги про "упрямство духа"

Оглавление

Знаете, зачем нужны книги? Чтобы записывать снова и снова – другими словами, с помощью разных сюжетов – одни и те же прописные истины, которые люди склонны забывать. Снова и снова мы должны перечитывать о том, что жертвами ненависти (национальной, семейной, социальной и др.) становятся, в первую очередь, дети; люди делятся только на две расы: порядочных и непорядочных, и надо стараться оставаться порядочным человеком даже в самых нечеловеческих условиях. Вспомним и перечитаем книги об этих простых и непреложных истинах.

Джон Бойн. Мальчик в полосатой пижаме. – Москва: Фантом-Пресс, 2006, (16+).

Кадр из фильма "Мальчик в полосатой пижаме"
Кадр из фильма "Мальчик в полосатой пижаме"

Эту книгу часто упрекают в простоватости. По сюжету, 9-летний мальчик Бруно вместе с семьей переезжает из Берлина в провинцию. Его отца назначают комендантом одного из самых страшных концентрационных лагерей. Казалось бы, и по возрасту, и в силу иных причин (как известно, в тоталитарном государстве пропаганда начинает «обрабатывать» детей с самого юного возраста), мальчик должен был бы знать, почему изможденные люди в «полосатых пижамах» живут за колючей проволокой и кто такой «фуррор», приглашенный его родителями на обед. Но Бруно не понимает и упорно продолжает коверкать название места, где они живут («Аж высь» - так поэтично в русском переводе (с англ.) звучит название ставшего самым страшным в 20 веке места), так что невольно начинаешь подозревать мальчика не в наивности, а в упрямстве. Для тех, кто про Холокост читает впервые, книга Джона Бойна – это прежде всего история о дружбе двух детей, разделенных ненавистью взрослых. Те, кто уже «в теме», увидят в этой книге более глубокий подтекст. Бруно – не только наивный мальчик, не желающий взрослеть, это олицетворение человека, который отказывается видеть правду, потому что происходящие вокруг события – он чувствует – слишком страшны для человеческой психики. Как совместить в одной картине несчастных «фермеров в полосатых пижамах», вечно голодного товарища за колючей проволокой, черный смрадный дым, круглые сутки идущий из печей, и уютный дом, любимую семью, красивого и строгого отца. Бруно, увлеченный историями путешественников, на окружающий его мир смотрит как на карту, замечая только рельефы предполагаемой местности. Но однажды ему придется «сойти на берег» и увидеть, что происходит вокруг на самом деле.

Как всякая притча, книга станет уроком: и тем, у кого не хватает мужества посмотреть правде в лицо, и тем, кто поделил мир на две половины и уверен, что всегда будет вместе со своей семьей находиться в правильной, безопасной ее части. Это книга о том, что никакие искусственные границы, стены, колючая проволока не могут стать препятствием для проявления человечности, надо только перестать смотреть на мир чужими глазами. Кстати, по книге снят неплохой фильм.

  • Если вы читатель нашей библиотеки, книгу можно прочитать бесплатно в ЛитРесе (пароль и логин для входа можно получить в отделе электронных ресурсов); в бумажном варианте в библиотеке доступна книга в оригинале: Boyne J., The boy in the striped pyjamas : a fable. — London : Definitions, 2014. ИНО; Шифр 84(4=432.1); Авторский знак B83; Формат eng; Инв. номер и143928.

**********

Виктор Франкл. Сказать жизни "Да!": психолог в концлагере. — Москва : Смысл : Альпина нон-фикшн, 2011.

-2

Виктор Франкл – выдающийся австрийский философ, психолог. В 1942 году он был заключен в нацистский концлагерь, где вместе с другими врачами, психиатрами по возможности старался оказывать психологическую помощь узникам (особенно новоприбывшим и тем, кто был близок к самоубийству). Здесь же на клочках бумаги стенографическими значками он начал писать книгу, которую закончил сразу после освобождения (в 1945 г.) и опубликовал в 1946 году.

Когда мы говорим о концлагере, мы обычно представляем физические страдания заключенных: истязание голодом, холодом, болезнями, тяжелым трудом и пытками. В книге Франкла все эти ужасы тоже описаны, но более пристальное внимание уделено психологическому унижению и давлению, которое подчас для узников концлагерей оказывалось тяжелее физических истязаний. Франкл был уверен, что в человеке есть духовный потенциал для того, чтобы выжить в самых тяжелых, нечеловеческих условиях, нужно только не утратить смысл жизни. Многие люди ошибочно связывают смысл существования с возможностью реализации: когда такая возможность отсутствует, человек теряет волю к жизни. Учение Франкла отчасти похоже на религиозную проповедь, он говорит о том, что жизнь больше нашего интеллектуального и физического потенциала, она включает страдания и смерть, и они тоже имеют смысл, потому что каждый человек переживает их по-своему. И каждый способен возвыситься над своим положением.

«Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам – ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать – не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить – в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа».

В Аушвице и Дахау, где люди были унижены еще и тем, что в них не видели отдельных личностей, Франкл старался напомнить об уникальности каждого человека. Он вспоминает, как в лагере постоянно вел внутренний диалог с женой (которая тоже находилась в концлагере и погибла) или внезапно, опухший от голода, падая от усталости, вдруг обращался в мечтах к будущему и видел себя выступающим на престижной научной конференции. Иногда в лагере заключенные своими силами устраивали представления, концерты или вдруг кто-то мог позвать полюбоваться красивым закатом – и утомленные люди шли смотреть. Воспоминания, мечты, способность получать эстетическое удовольствие – это то, что отличает нас от животных и друг от друга, потому что личный жизненный опыт, опыт переживаний, у каждого уникален. Франкл призывает к «духовному упрямству» - не только преодолевать отчаяние, но – больше – стараться в любых ситуациях сохранить человеческое достоинство, внутреннюю свободу, самоуважение. Он пишет:

«…на свете есть две «расы» людей, только две! – люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает “расовой чистотой”».

Книга Виктора Франкла – тяжелое и одновременно жизнеутверждающее чтение. Она может помочь тем, кто чувствует душевный кризис. Книга не сделает вас счастливыми, не избавит от страданий, но заставит пересмотреть свое отношение к жизни и своим переживаниям.

  • Если вы читатель нашей библиотеки, книгу можно прочитать бесплатно в ЛитРесе (пароль и логин для входа можно получить в отделе электронных ресурсов); книга доступна также в бумажном варианте: Виктор Франкл. Сказать жизни "Да!": психолог в концлагере. — Москва : Смысл : Альпина нон-фикшн, 2011; Инв. номер: М 2316004-КХ.

**********

Л. Н. Толстой. Война и мир (аудиокнига; читает Александр Клюквин), «Союз», 2017

-3

Если вы, как и я в свое время, слушали «Войну и мир» в прочтении Евгения Терновского, то навсегда запомнили его строгую интонацию, которая спокойно и сдержанно передавала ход великого толстовского романа. До сих пор помню те короткие паузы, когда в тишине вдруг слышался деликатный шелест перелистываемой страницы: Терновский читал бумажную книгу, а записывал «Войну и мир» для Всероссийского общества слепых. Вообще, если кто не знает, Евгений Павлович был профессиональным диктором, а после смерти Левитана именно он читал важнейшие правительственные сообщения: о смерти Андропова, смерти Черненко, приходе к власти Горбачёва, начале августовского путча. Толстой Терновского – это бесстрастный наблюдатель, которому довелось стать свидетелем великих исторических событий.

И вот на днях я обнаружила на ЛитРесе аудиоверсию «Войны и мира» в исполнении Александра Клюквина, и тут же ее загрузила. А надо сказать, что Клюквина я знаю и люблю, прежде всего, как чтеца «Гарри Поттера». Теперь представьте мое недоумение, когда в первые минуты в голосе высокомерного князя Василия я вдруг услышала простодушные нотки великана Хагрида, а в интонации чопорной Анны Павловны Шерер – суетливую, добрую мамашу Молли Уизли! Да, Клюквин старается каждому персонажу подобрать свой голос, но общая исполнительская интонация чтеца настолько обаятельна, что довольно быстро все эти голоса становятся если не родными, то привычными. Клюквин не просто читает книгу – он умеет увлечь: в его исполнении знакомый сюжет наполняется драйвом, свежестью, а любимые герои снова заставляют переживать за себя, как при первом знакомстве. И если, слушая Терновского, я видела воочию нравы и отношения аристократов начала 19 века, то теперь я сопереживала обыкновенным людям с их семейными и личными драмами; даже чопорные герои показались с какой-то новой, человечески близкой стороны, но особенно радостно было следить за Ростовыми, Болконскими и, конечно, за милым, добрым Пьером.

Как мы знаем, Толстой задумывал роман о декабристе, его интересовал характер людей, которые в 1856 году начали возвращаться из Сибири после ссылки. Как у них хватило отваги выйти в 1825 году на Сенатскую площадь? Ответ налицо: они были победителями Отечественной войны 1812 года. Однако Толстой начинает роман с 1805 года: не в победах, по его мнению, ковался характер этих людей, а «в эпоху неудач и поражений». Его герой – отнюдь не Рахметов, это идеалист и мечтатель, очкарик, безвольный увалень и добряк – не верится, что именно неуклюжего Пьера Толстой видел среди декабристов! В исполнении Александра Клюквина он кажется каким-то особенно юным, трогательным, смешным, одиноким. Почти как другой знаменитый очкарик – Гарри Поттер. И невольно жалеешь, что у этого мечтателя Пьера есть только добрая бесхитростная улыбка и большое сердце, и нет в запасе волшебной палочки, один взмах которой мог бы сделать людей счастливыми и свободными. И спасти от смерти хорошего мальчика Петю Ростова.

«Война и мир» в исполнении Александра Клюквина не оставит равнодушным никого: если вы боитесь открывать Толстого со школы – то вот вам отличная возможность познакомиться и полюбить великого классика. А поклонники Льва Николаевича смогут увидеть любимых и не любимых героев в новом свете и в который раз оценят необыкновенную философскую и психологическую мощь этой мудрой и без всякого преувеличения великой книги.

  • Если вы читатель нашей библиотеки, книгу можно прослушать бесплатно в ЛитРесе (пароль и логин для входа можно получить в отделе электронных ресурсов); а вот одно из последних изданий романа в бумаге: Толстой Л. Н., Война и мир : роман. — Москва : АСТ : N, 2021. — 1357, [2] с. ; 22 см. — (Все в одном томе). Инв. номер 2431119-КХ; Инв. номер 2431120-КХ.

Автор публикации - Анна Кузьмина (отдел фондов и обслуживания, Библиотека Белинского)