У каждого стихотворения есть размер. И мы сейчас не про его длину и количество строк, а про способ звуковой организации. На слуху два размера - хорей и ямб. В этой статье мы расскажем, как с ними не запутаться и научиться их различать друг от друга.
Для начала скажем, что речь пойдет про силлабо-тоническое стихосложение, то есть такой способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке.Такое чередование образует стопу.
Для классических размеров, то есть ямба и хорея, стопа состоит из двух слогов.
Ямб
Ямб - это двусложный (то есть из двух слогов) размер с ударением на последнем слоге в стопе.
__ _́_ · __ _́_ · __ _́_ · __ _́_
где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.
Например, для демонстрации возьмем известное стихотворение Ф.И. Тютчева
Заглавные буквы - это слоги с ударением.
зи мА не дА ром злИт ся
про шлА еЁ по рА”
Хорей
Хорей - это двусложный (то есть из двух слогов) размер с ударением на первом слоге в стопе.
_́_ __ · _́_ __ · _́_ __ ·_́_ __
где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.
Например, для демонстрации возьмем известное стихотворение А. С. Пушкина
Заглавные буквы - это слоги с ударением.
бУ ря мглО ю нЕ бо крО ет
вИ хри снЕж ны Е кру тЯ
Хорей - это всегда народные песенки, какие-то колыбельные. Пойте про себя “бАю, бАю, бАю, бАй”, когда хотите вспомнить, на какой слог падает ударение у этого размера.
Бывает так, что в ямб или хорей вмешиваются пиррихий (два безударных слога подряд) или спондей (два ударных слога подряд) и путают новичков. Если вы видите подобную картину, не надо паниковать. Возьмите другие строчки из стихотворения, размер которого определяете, может будет проще.
Еще надо понимать, что кроме двусложных, есть еще трехсложные (анапест, дактиль, амфибрахий) размеры, это будет уже другое деление на слоги, но и звучание стихотворной строки другое. Вот сравните, например, дактиль.
тУч ки не бЕс ны е вЕч ны е стрАн ни ки
_́_ __ __ ·_́_ __ __ ·_́_ __ __
А что тогда такое “трехстопный/четырехстопный/пятистопный ямб”?
Звучит точно страшнее, чем есть на деле.
Если в строке три стопы, то ямб трехстопный, если четыре , то четырехстопный. Логику уловили?
Например, “От крЫ |лась бЕз |дна, звЕзд| пол нА” - четырехстопный ямб.
А “Судь бА /мо Я / плачЕвна” - трехстопный ямб.
Такая же логика с четырехстопным, пятистопным хореем.
Вот, например, трехстопный хорей. Можно еще посчитать по количеству ударений в строке.
вОт мо|Я де|рЕвня,
ВОт мой| дОм род|нОй…