Мы перестали писать письма…Сообщения по сотовой связи, смайлики, электронная почта - для них мы выбираем телеграфный стиль, считая знаки, экономя время. А старый добрый эпистолярный стиль сохранился только в собраниях сочинений классиков, в редких семейных архивах. Неспешное описание событий, многочисленные приветы и поклоны знакомым, родной почерк создавали особую атмосферу близости, тепла. Письма перечитывали десятками, сотнями раз. Письма от людей, которые были не рядом, письма от тех, кто ушел навсегда. Особая статья – письма военных лет, когда люди терялись в водовороте событий. Когда мы вспоминаем о Гражданской, Великой Отечественной – чаще вспоминаем о трагедии противостояния, о героизме и жертвах, самоотверженности. Вспомним сегодня о службе почтовых перевозок, которая была частью повседневной жизни в военную пору.
В Царицыне почтовая контора была открыта в 1838 году. К этому времени почту в Российской империи перевозили, в основном, гужевым и водным транспортом. В 1861 году, в год отмены крепостного права, ввели почтовые вагоны. К началу ХХ века почти все районы империи были охвачены регулярной почтовой связью – в России насчитывалось 4408 железнодорожных почтовых учреждений. Находились они в ведении отдела перевозки почт по железным дорогам почтового департамента МВД. Около 600 почтовых вагонов курсировали по разным направлениям. На станциях стояли почтовые ящики, почту из них перегружали в вагоны и часто сортировали корреспонденцию на ходу. Перевозка почты была бесплатной. К концу ХIХ века через Царицын пролегало пять почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская, что способствовало формированию его функции как транспортно-перевалочного центра. К этому времени Царицын был связан железнодорожными линиями с центром. западом и югом.
Газеты писали о «блистательном будущем», которое сулят Царицыну железные дороги. Наш город входил в число 29 российских городов с населением свыше 100 тыс. человек. Уже в городе работала не почтовая, а почтово-телеграфная контора с телефонной станцией. Она находилась в доме Мишнина по ул. Воронежской, 26. Вплоть до организации губернских отделов связи в 1919 году служба перевозки почты была выделена в самостоятельную службу и входила в подчинение 9-го отдела перевозки почты, располагавшегося в Пензе. Там и сдавал экзамен на почтово-телеграфного служащего в феврале 1918 года Михаил Селиверстов.
13-летним мальчишкой приехал он из хутора Вертячий в город к тетке. С 1913 по 1917 гг. учился во 2-м Царицынском высшем начальном училище – так с 1912 года стали называться городские училища. В 17 лет пошел учеником в Царицынское отделение перевозки почт. Простой служащий почты в России в начале ХХ века получал 20 рублей, начальник почтовой ж.д. станции в крупном городе - от 150 до 300 рублей. За 60 рублей можно было купить корову. Профессия считалась престижной. Когда в Царицыне установили Советскую власть, чиновники отдела перевозки объявили саботаж. Тогда и пришли в эту службу молодые кадры, в их числе Михаил Селиверстов.
Почтовые вагоны были деревянные на двух и трех осях винтового сцепления, а внутри вагона было 2 кладовых, канцелярия, спальные полки, печь сухого отопления. Ночью работали при свечах. В кладовой стоял сундук железный для ценностей. Условия работы были тяжелые, без механизации.
Летом 1918 года под Царицыном начались ожесточенные бои. Донская армия генерала П.Н.Краснова и Красная Армия сошлись в смертельной схватке. Царицынский военкомат объявлял мобилизацию за мобилизацией на защиту города. По возрасту для военной службы подходил и 18-летний Михаил, но как почтово-телеграфный служащий от призыва был освобожден. Отказавшись от льготы, 10 сентября он пришел в призывную комиссию и записался добровольцем в 1-й Крестьянский добровольческий полк. На 3 года почта ушла из его судьбы. Воевал в районе Котельниково, сначала в полку, потом в Котельниковском отряде Г.И. Родина. Ранение и болезнь. Госпитали в Котельниково и Царицыне. Потом снова фронт, работа в продкомиссиях. В кавалерийской бригаде Д.Жлобы был принят в партию большевиков.
Гражданская война разрушительно сказалась на транспорте. Более 90% паровозов, 80% вагонов были выведены из строя, пробег вагонов и перевозки сократились более чем в три раза. По царицынским железнодорожным линиям – разрушенные станции, взорванные мосты, испорченные семафоры. Ущерб – 7.4 млн.рублей. В начале 1922 года на ж.д. линии Царицын – Лихая курсировало 2 пары поездов, на линии Царицын - Торговая – 4 поезда, в направлении Царицын – Арчеда – 3,5 поезда. На Поволжье обрушился страшный голод, в Царицынской губернии голодало около 70% населения. Через губернию проходили десятки тысяч неорганизованных масс, сначала на юг, затем обратно. Процветали мешочничество и спекуляция. В эти дни, в январе 1922 года, постановлением районной комиссии Михаил Селиверстов был исключен из партии «за необеспечение борьбы со спекуляцией в почтовых вагонах». Это было время суровых решений. Позже партбилет вернули.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Яковлевич был начальником отделения перевозки почты. В августе 1942 года здание отдела перевозки почты было разрушено прямым попаданием бомбы. Сотрудников вывезли в Палласовку, Верхний Баскунчак, Камышин. Селиверстов в составе Сталинградского областного управления связи отбыл в Николаевку. В условиях беспрестанных напряженных боев важно было обеспечить почтовое сообщение. Солдатские треугольнички с номерами полевых почт с тревогой и нетерпением ждали в тылу, обратных писем – на фронте.
«В это время,- вспоминал Михаил Селиверстов,- Сталинградский Городской Комитет Обороны возложил на меня обязанности по продвижению почт прифронтовой полосы».
Михаил Яковлевич руководил опорными пунктами по обработке и движению почт, которые находились в Камышине, Николаевке, Ленинске и Палласовке. В марте 1943 года Управление вернулось в разрушенный Сталинград. сначала 3 человека, позже остальные.
И снова период восстановления, кропотливая повседневная работа на посту руководителя. Разгребали от завалов и золы территорию вокзала, с баррикад Коммунистической улицы носили материалы для подготовки помещения. В мае 1944 года коллективу было присуждено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Министерства связи. Медаль «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орден Ленина, множество юбилейных медалей и почетных знаков и добрую память оставил после себя М.Я.Селиверстов. Перевозку разной корреспонденции, сотен тысяч писем обеспечил за свою жизнь Михаил Яковлевич. Часть их хранится в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва».
Татьяна Агеева