Найти тему
ЭКСПЕРТ

Обзор проекта Стратегии развития автопрома до 2035 года

Оглавление

Минпромторг РФ представил проект Стратегии развития автопрома на период до 2035 года. Редакция онлайн-журнала компании «ЭКСПЕРТ» изучила этот объемный документ и отобрала главную информацию: обзор ситуации, цели, задачи и инструменты.

Краткий вывод: для развития автопрома Минпромторг предлагает уменьшить количество платформ, на которых производится отечественная техника. Это позволит улучшить экономику предприятий за счет эффекта масштаба.

«Костромской завод автокомпонентов» / Фото АО «КЗА»
«Костромской завод автокомпонентов» / Фото АО «КЗА»

Обновление парков

Парк техники продолжает устаревать, отмечают авторы стратегии. По данным на 2021 год, особенно критичной была ситуация в сегменте грузовиков. Их средний возраст достиг 21,6 лет. Возраст легких коммерческих автомобилей — 16 лет, автобусов — 16,6. Информации по легковым автомобилям в стратегии нет. По данным аналитического агентства «Автостат», их средний возраст на 1 января 2022 года составлял 14 лет.

Общее количество транспортных средств в России ежегодно увеличивается. На начало 2022 года было 59,6 млн единиц, большая часть — 76% — легковушки.

Иллюстрация компании «ЭКСПЕРТ»
Иллюстрация компании «ЭКСПЕРТ»

В первом полугодии в сравнении с аналогичным периодом 2021 года по всем сегментам зафиксировано существенное падение спроса на внутреннем рынке — на 55%. По данным Ассоциации европейского бизнеса, падение составило 57%. Продано 370 тыс. автомобилей.

Обновления парка приведет к росту производства, считают авторы стратегии. Государство со своей стороны готово стимулировать это обновление и обеспечить целевой объём внутреннего спроса. Как? Расскажем дальше.

Загрузка производителей

В российском автомобилестроении остается низкой загрузка производственных мощностей. Это ограничивает возможности для окупаемости инвестиций. Средний уровень загрузки в 2021 году в сегменте легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей составил 60%, грузовиков — 35%, автобусов — 29%.

Низкая загрузка мощностей была связана с тем, что потребители в значительной мере приобретали в свои парки импортную технику. До недавнего времени доля импортируемых авто от объёма продаж составляла 40%. Минпромторг рассчитывает, что она будет сокращаться и в 2015 году снизится до 17%. Освободившуюся нишу должны заполнить отечественные машины.

Наращивание загрузки будет проводиться в новых условиях, констатируют авторы стратегии. «В связи с изменением геополитической ситуации, в 2022 году автомобильная промышленность Российской Федерации столкнулась с рядом новых вызовов», — говорится в документе. Из-за отказа иностранных партнеров от поставок компонентов и оборудования на российский рынок наращивание загрузки потребует пересмотра модельного ряда, замены части поставщиков и технологических партнеров.

Меньше платформ — больше компонентов

Пересмотр модельного ряда — это с одной стороны вынужденная задача, с другой — эффективная мера для улучшения экономики предприятий. По крайней мере, в ведомственном понимании.

На конец 2021 года количество автомобильных платформ, на которых осуществлялся выпуск автомобилей в сегментах легковых и легких коммерческих автомобилей составляло 56 единиц. (Термин «автоплатформа» для сегментов грузовиков и автобусов не применяется.) Столь значительное количество платформ, большинство из которых составляли платформы зарубежных производителей, было демотивирующим фактором для развития локализации производства автокомпонентов в России, отмечается в стратегии.

Большая доля импортных автокомпонентов при производстве машин, до недавнего времени была еще одним препятствием для развития отечественных поставщиков для автопрома. В 2009–2021 годах кампания по локализации сборочных производств иностранных производителей привела к замещению импорта автомобилей на импорт автокомпонентов. В 2016–2021 годы импорт достигал уровня 56% от объема производства автомобилей в денежном выражении.

Доля импорта автокомпонентов в российской автомобильной продукции / Инфографика компании «ЭКСПЕРТ»
Доля импорта автокомпонентов в российской автомобильной продукции / Инфографика компании «ЭКСПЕРТ»

Для развития бизнеса производителей автокомпонентов Минпромторг предлагает увеличить количество машин, выпускаемых на одной платформе, уменьшив количество самих платформ. В нынешнем году оно уже сократилось до 21 единицы. Для обеспечения потребностей бизнеса в легких коммерческих автомобилях, грузовиках и автобусах стратегией предусмотрено создание 2-3 семейства машин в каждом из этих сегментов.

Задача: локализация

Минпромторг поставил цель удовлетворить к 2035 году потребности внутреннего рынка отечественными машинами не менее чем на 80%.

При этом уровень их локализации должен быть не менее тех же 80%.

Уровень рассчитывается по балльной системе, принятой в 2015 году постановлением Правительства РФ N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

В стратегии особо отмечается необходимость обеспечения автопрома «критической компонентной базой»: силовых агрегатов, систем активной и пассивной безопасности, включая производство малых дизельных двигателей, автоматических коробок передач (АКПП), антиблокировочной системы (ABS), электронной системы стабилизации (ESP) и подушек безопасности. Для этого потребуется создание новых производств.

Локализация на уровне не менее 80% - это «очень непростая задача», сказал в интервью агентству «Интерфакс» президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Именно высокий уровень локализации обеспечивает устойчивое производство вне зависимости от срабатывания внешних рисков, отметил он. Сейчас планку в 80% преодолели лишь модели двух семейств легковых автомобилей производства «АвтоВАЗа» — Granta и Niva.

«Локализация – эффективная временная мера для развития российского автопрома, — согласен директор сетевых продаж компании «ЭКСПЕРТ» Михаил Хмелевский. — Вместе с тем, в стратегии не учтен азиатский фактор. Остаются открытыми вопросы, как будет развиваться импорт автокомпонентов и готовой продукции из Ирана и Китая, как будут создаваться и развиваться совместные предприятия с автопроизводителями из этих стран, какое влияние эти процессы окажут на российский автопром?».

План: 1,9 млн авто к 2035 году

Стратегия предполагает три сценария динамики авторынка до 2035 года: оптимистичный, пессимистичный и базовый, который в документе также называется как «наиболее реалистичный».

В базовом сценарии в 2022 году рынок оценивается в размере 0,8 млн автомобилей. К 2026 году он восстановится до уровня 1,6–1,7 млн, включая 1,5 млн легковушек, 140 тысяч легких коммерческих авто, 100 тысяч грузовиков и 12 тысяч автобусов. Начиная с 2027 года рынок растет на 1% в год и в 2035 году выходит на уровень 1,9 млн машин. Сценарий предполагает сохранение макроэкономических условий на уровне 2016–2021 годов.

Положительная динамика уже видна, считает генеральный директор «Костромского завода автокомпонентов» Денис Шмигель. «Сейчас ситуация меняется, спрос восстанавливается, и в среднесрочной перспективе мы должны увидеть не только возврат к предыдущим объемам производства, но и их рост», - сказал он в сентябре в интервью изданию «Моторостроитель».

Инвестиции и стимулирование

Стратегией предусмотрено, что основным финансовым источником развития автопрома должен стать бизнес. Государство окажет поддержку в виде финансовых и регуляторных мер. Суммарно в 2023 – 2035 годах необходимый объем инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и организацию производства компонентов оценивается в размере 2,7 трлн рублей.

Стимулирование спроса и обновления парка потребует финансирования в объеме 0,5–0,6 трлн рублей. Затраты на стимулирование экспорта автомобилей оцениваются в такую же сумму.

Обсудим?!

Сейчас документ проходит этап согласования в структурах Правительства РФ. По информации газеты «Ведомости», 15 сентября Минэкономразвития направило отзыв в Минпромторг, указав на необходимость доработки отдельных положений.

При том, что стратегия была представлена Минпромторгом в середине августа, в медиа пока было только несколько единичных случаев её обсуждения. Онлайн-журнал компании «ЭКСПЕРТ» рассчитывает, что эта публикация будет полезна участникам рынка.

Предлагаем принять участие в обсуждении и оставлять комментарии по существу.