Сегодня 4 октября - Всемирный день защиты животных или просто День животных, однако не хочется говорить абстрактно о том, что нужно защищать братьев наших меньших. Это и так всем понятно... Да и слова - это пустое. Обычно за людей говорят поступки. Об одном таком поступке, или даже подвиге, "Жизнь" подготовила материал.
Наверняка на просторах Сети вам хоть раз попадалась старенькая фотография, на которой изображен бегемот и женщина среднего возраста, держащая в руке пучок листьев. Знакомьтесь, Красавица и служительница ленинградского зоосада Евдокия Дашина. На этом фото, сделанном в 1943 или в 1944 году, запечатлена вся боль и усталость человека и животного, бок о бок переживших две самые страшные зимы в блокадном Ленинграде.
Красавица
Красавица приехала в Петербург в 1911 году - тогда ей было около четырех лет. За ней долго ухаживали Василий Буряк и Иван Антонов. Затем заботы о питомице Иван передал дочери - Евдокии Дашиной.
Когда началась Великая Отечественная, самых ценных зверей зоосада эвакуировали в Казань. Туда отправились белые медведи, тигры, зебры, носорог, горные козлы, страусы и другие звери и птицы. В июле крупные хищники, оставшиеся в Ленинграде, были усыплены из соображений безопасности. Мол, если снаряд повредит клетки, то опасные звери могут оказаться на свободе. Дожидаться подобного развития событий работники зоопарка не захотели. Таким образом в городе остались обезьяны, копытные, птицы, небольшие млекопитающие и два "великана": слониха Бетти и бегемот Красавица. Наверное, и их отправили бы в эвакуацию, но не нашлось таких больших перевозок.
Ухаживать за столь крупными животными непросто было и в мирное время, в войну же стало просто невыносимо, но сотрудники зоопарка решили во что бы то ни стало спасти подопечных. 40 килограммов пищи Красавице, которая весила больше двух тонн, нужно было ежедневно. Но как? Людям самим нечего было есть. Рацион питания животного подстраивали под реалии тех страшных дней. Но Красавица не роптала, словно понимала, что нужно потерпеть. Она лопала «кашу» из распаренных опилок и была благодарна людям за уход и любое, пусть даже мелкое, лакомство.
Однако вопрос питания оказался, как ни странно, не самым сложным. Бегемот - это животное, которому постоянно нужна вода. Без неё кожа млекопитающего трескается и сочится кровью. Однако и с этим люди справились - не дали Красавице погибнуть. Два раза в день Евдокия мыла свою подопечную и втирала ей в кожу камфорное масло или тюлений жир. Конечно, ни о каком поливании из шланга речи не шло. Особенно трудно было зимой. Дашина просто обтирала подопечную мокрой тряпкой и всегда что-то ей шептала.
- Помню, тетя Дуня говорила с Красавицей как с живым человеком, - рассказал однажды "Таким делам" Константин Раевский, который видел Дашину в зоосаде в раннем детстве.
Кстати, вода для приготовления пищи и обтираний доставалась Евдокии с большим трудом. Она каждый день сама ходила за ней на Неву. В любое время, в любом состоянии, несмотря ни на что. Дашина брала ведро и отправлялась в путь. Это была её дорога жизни.
Помимо того, что Дашина помогала Красавице выжить физически, она успокаивала бегемотиху и поддерживала во время обстрелов. Подопечная очень боялась громких звуков и всегда пыталась "нырнуть", да некуда было - бассейн был сух. В такие моменты Дашина спускалась к питомице, обнимала ее и старалась успокоить.
- Безусловно, Дашина была влюблена в Красавицу, - рассказал Раевский. - Вообще, все сотрудники, которые спасали животных, бесконечно их любили.
Бетти
Животные тяжело переносили обстрелы, кричали, ревели, обезьяны метались по клеткам. Многие из питомцев погибли. К сожалению, не дожила до победы и слониха Бетти. Она оказалась в списке семидесяти несчастных, погибших во время воздушных налётов за две ночи в сентябре и октябре 1941-го. В сторожку рядом со слоновником попала бомба: животное завалило. Труп Бетти закопали на территории зоосада.
Смерть слонихи стала настоящей трагедией, так как она была любимицей посетителей и сотрудников - она, как и Красавица, жила в Ленинграде с 1911 года. Люди часто протягивали Бетти медные деньги, а она их прятала в хоботе. Собрав так десять-двадцать монет, она била хоботом по стальному стержню - вызывала служителя Василия Буряка.
- При встрече с ним слониха ссыпала собранные деньги в широкий карман его брезентовой куртки, а Буряк угощал свою любимицу лакомством - морковкой, булкой или свеклой, - рассказал "Таким делам" внук последнего арендатора зоосада Семена Новикова - Игорь Новиков.
Иногда Буряк, получив от Бетти деньги, поворачивался к ней спиной. Мол, что-то я забыл про угощение. Тогда слониха мягко напоминала, что пора бы и морковку съесть. Она аккуратно брала его за воротник и легонько подталкивала к ящику.
Голод
Большинство животных в зоопарке забрал голод. Они умирали от истощения и дистрофии. Несмотря на то, что сотрудники зоопарка выбивались из сил, чтобы их накормить... Тяжелее всего приходилось хищникам. Если Красавице могли сварить "кашу" из опилок, то хищники такого угощения не понимали. Они "таяли" на глазах. Тогда сотрудники зоопарка начали вводить корма-заменители. Мелкие хищники повелись. Хорьки, лисицы, коршуны с аппетитом трескали растительный фарш из жмыха и корнеплодов, смоченных в отваре из старых костей. С уссурийским тигром, орлом, совой и филином номер не прошел. Они пытались есть фарш, но неизменно выплевывали. Однако и тут люди нашли выход - стали зашивать корм в пустые шкурки кроликов или морских свинок.
При виде «добычи» у хищников наливались кровью глаза, они набрасывались на еду и съедали то, от чего раньше воротили нос. Для особо ценных животных резали скот, но это было невероятной роскошью, которую сотрудники зоосада могли позволить себе только в крайних случаях.
Служители зоопарка нередко подкармливали животных и своей едой. Например, Е. А. Коновалова, выхаживая двух раненых оленей и козу, делилась с ними собственным хлебом, которого и так выдавали немного. Чуть позже, летом 1942 года, сотрудники разбили огород - прямо в зоопарке: сажали картофель, свеклу, морковь, капусту. За посадки боролись изо всех сил, и труды оказались не напрасными. В 1943 году число животных стало расти. В основном, за счет приплода от кроликов, павлинов и кур. Это стало счастливым знаком. Жизнь нашла лазейку... Постепенно всё наладилась, насколько это было возможно, а в январе 1944 года блокада была снята.
P.S.
Часть животных, эвакуированных в Казань, к сожалению, погибла. Кто-то из-за недостатка кормов, кто-то - из-за неподходящих условий содержания. В январе 1943 года, когда блокада Ленинграда еще не была снята, Дашина на партсобрании заявила, что, если бы звери остались дома, то люди смогли бы их сохранить. И почему-то ей веришь...
Кстати, Красавица прожила большую и насыщенную жизнь. Она умерла от старости лишь в 1951 году, спустя шесть лет после окончания войны.
Автор: Анастасия Москвина
Материалы: "Такие дела"