Жизнь парня, переехавшего в Санкт-Петербург из Белоруссии, оборвалась из-за дорожной аварии. Ему было всего 23. Девушка, находившаяся за рулем крутого внедорожника, чуть старше — ей 24. Судебное следствие закончено, впереди прения и приговор. Вот только вопросов меньше не становится. Суду предстоит найти ответы на них.
Почему водитель перед наездом на велосипедиста вильнул влево? Мог ли он, отвлекшись, превысить скорость? Может, просто не видел живое препятствие, пока не стало слишком поздно? Мать погибшего юноши хочет только одного: чтобы девушка-водитель поняла, как ей больно.
«Ни одного органа не осталось целым»
Июнь 2021 года. Раннее утро — на часах около 3:30. Проспект Энгельса. По средней полосе едет велосипедист. Его нагоняют три автомобиля: по средней полосе едут такси и белая БМВ, по левой — черная иномарка. В какой-то момент БМВ перестраивается на блестящую, вероятно, после прохода поливальной машины, правую полосу, а потом резко виляет влево. Машина на полном ходу сбивает велосипедиста и вылетает на левую полосу, аккурат между такси и черной иномаркой. Подброшенный в воздух велосипедист падает на асфальт и больше не поднимается. За доли секунд, что длился его полет, БМВ вновь виляет и выезжает на среднюю полосу уже за сбитым велосипедистом.
…Светлана Хатько раз за разом пересматривает видео ДТП, в котором погиб ее единственный сын — 23‑летний Эдуард Шалухов. И каждый раз ее глаза наполняются слезами. Трагедия произошла полтора года назад, но женщина переживает так, будто все случилось вчера.
— Катя, его бывшая девушка, общалась с патологоанатомом. Он сказал, что ни один орган не остался целым. Эдик ударился о лобовое стекло, а затем об асфальт. А ведь он еще даже пожить не успел. Столько планов у него было, надежд, — женщина всхлипывает. — Я, наверное, никогда в себя не приду теперь. Поймите: это мой единственный ребенок. У меня больше никого нет. Я осталась одна. Как можно после такого прийти в себя? (Плачет, вытирает слезы.) Дома стоят его портреты, я с ними разговариваю. Мне просто надо научиться с этим жить как-то. Но как это сделать? Я не понимаю…
Со Светланой Хатько мы разговариваем в здании Выборгского районного суда Санкт-Петербурга. Она в очередной раз приехала на процесс из белорусского Могилева, где родилась и живет всю жизнь. Светлана ездит на каждое заседание. Далеко, дорого, приходится отпрашиваться с работы: женщина — медсестра в кардиологии и, кстати, почетный донор Республики Беларусь. Но, говорит она, поступать по-другому не позволяет память о сыне.
«Прах развеяли над Ястребиным озером»
— О гибели Эдика я узнала ночью — как раз в отпуск вышла, начала отдыхать. Раздался звонок. Незнакомый номер какой-то. Звонивший представился следователем, говорит: «Был сбит велосипедист, предположительно ваш сын. Мы сейчас вам вышлем фотографии для опознания». В общем, выслал он мне снимки, я посмотрела, и у меня сомнения отпали, — тяжелые воспоминания снова вызывают у Светланы слезы.
Эдуард Шалухов переехал в Петербург всего за восемь месяцев до трагедии. В Могилеве окончил техникум, мать даже нашла ему хорошую работу. Но оставаться в родном городе он не захотел.
— Понравился ему Питер. Решил сын попробовать поработать здесь, пожить. Я не хотела, чтобы он переезжал. Но у него были другие планы. А в июне такое случилось, — вспоминает мать погибшего велосипедиста. — Эдика кремировали: прах разделили на две части, одну часть похоронили в Могилеве, вторую — развеяли над Ястребиным озером в Ленобласти. Там сыну очень нравилось.
Друзья парня рассказывают, что Эдуард был очень отзывчивым человеком: как волонтер помогал детским домам. Собирал игрушки и одежду для нуждающихся детей, организовывал всевозможные благотворительные фонды. Говорят, от него никогда не исходило негатива, он словно лучился какой-то неземной энергией добра и всепрощения. Словом, трагическая гибель Эдуарда для всех, кто его знал и любил, стала настоящим шоком, символом вселенской несправедливости.
— Для меня он был духовным наставником. Это единственный человек в моей жизни, от кого я никогда не слышал негатива ни в чью сторону. Меня реально удивляло, что ни разу человек ни на кого ни обиды не держал, не злился, — рассказал друг Эдуарда Антон Микитин.
— Он был абсолютно светлый и добрый человек, который никому никогда не желал зла. Он хотел всем всегда помогать. И если он видел какое-то происшествие, несправедливость, всегда шел на помощь. Будь то драка на улице, бабуля, которую нужно перевести через дорогу, — вторит Антону бывшая девушка Эдуарда Екатерина Чернявская.
Эдуард Шалухов был очень разносторонним человеком. Серьезно занимался велоспортом у себя на родине, не оставил увлечения и после переезда в Северную столицу. Принимал активное участие в жизни велосообщества Петербурга. Соревнования, встречи, слеты — без велосипеда, говорят родственники, молодой человек не мыслил своей жизни. И — вот ведь судьба! — погиб именно в компании двухколесного друга.
— Я хочу, чтобы Анна (подсудимая. — Прим. авт.) получила реальный срок, чтобы она это прочувствовала: мою боль, мою утрату… Чтобы запомнила это до конца своих дней. Она лишила меня самого дорогого, что у меня было, моего единственного мальчика. У меня не будет ни детей, ни внуков больше. Я одна осталась. Я разговаривала с ней и не видела в ее глазах ни капли раскаяния. Она просто боится, что потеряет свою свободу. Поэтому я хочу, чтобы она прочувствовала это, — объясняет мать Эдуарда Шалухова.
Долги и машина подруги
Подсудимой Анне, как мы сказали, всего 24 года. Она любит драйв и скорость — СМИ сообщали о более полусотни нарушений ПДД и 32 привлечениях к административной ответственности. Водительский стаж — 6 лет. Страсть к гонкам подтверждали и публикации Анны в соцсетях. Ролики, как она рассекает на шикарной иномарке по ночному Петербургу, статусы вроде «На БМВ нереально не давить газ в пол» заполоняли ее страничку и после ДТП были растиражированы интернет-СМИ. Правда, после случившейся трагедии Анна оперативно все удалила. А на суде заявляла, что люксовая иномарка ей не принадлежит. Якобы это машина подруги. Отрицала она и превышение скорости до 90 км/ч. Пока судья не напомнила про наличие экспертизы, которая установила, что обвиняемая двигалась гораздо быстрее.
— Не знаю, зачем превышала, — опустив глаза, ответила Анна на одном из заседаний. После наводящих вопросов своего адвоката сообщила суду: — Я увеличила скорость, чтобы отъехать от велосипедиста. Увидев его, применила экстренное торможение и попыталась маневрировать, чтобы избежать столкновения.
Также подсудимая жаловалась на свое финансовое состояние. По словам девушки, «фиксированной зарплаты у нее нет», так как работает она неофициально — агентом по недвижимости, а средний заработок «не превышает 35 тысяч рублей в месяц». Плюс к тому она якобы накопила огромные долги перед банками — более полутора миллиона рублей. При этом львиная доля заемных средств ушла на ремонт квартиры-студии, которая принадлежит ее матери. У самой же девушки, по ее словам, нет в собственности ни автомобиля, ни недвижимости.
После последнего судебного заседания корреспондент «МК в Питере» попытался связаться с Анной, чтобы дать ей возможность поведать свою версию причин трагического инцидента. Но девушка лишь резко прокричала в трубку: «До свидания!», дав понять, что на разговор не настроена. Ее адвокат Александр Виноградов, в свою очередь, уверяет, что погибший виноват в случившемся не меньше его доверительницы.
— Правила дорожного движения были нарушены как водителем транспортного средства, на котором двигалась девушка, так и велосипедистом. Он ехал без шлема и прямо по середине проезжей части. Обстоятельства, увы, сложились так, что погиб велосипедист, — сказал Александр Виноградов.
— Она хоть сожалеет о произошедшем или нет?
— Ну как нет? Постоянно плачет, а как вы думаете? Она осталась жива, а он погиб. Конечно, сожалеет! И полностью признает свою вину. Приносила ли извинения? Да, она звонила маме погибшего мальчика.
Мать Эдуарда Шалухова подтвердила «МК в Питере»: Анна извинилась перед ней. Но...
— Извинения последовали через три месяца после того, как все это произошло. Она позвонила мне, — рассказывает Светлана Хатько. — А я говорю: «Аня, разве в таких случаях извиняются? Ты лишила моего ребенка жизни. Тут, наверное, надо вымаливать у мамы прощение, а не извиняться. Ты же не в автобусе меня толкнула...»
На заседании суда, состоявшемся 8 августа 2022 года, Анна заявила, что готова в полной мере выплатить материальный ущерб — 126 800 рублей. Вероятно, эта сумма ушла на похороны Эдуарда Шалухова. Компенсировать моральный вред в размере 3 млн рублей согласилась частично, сообщив, что такая сумма слишком велика. Определение более справедливого размера компенсации оставила на рассмотрение суда. Свою вину 8 августа Анна признала в полном объеме.
Согласно картотеке суда, петербурженку обвиняют в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ). Санкции статьи не предусматривают наказание в виде штрафа. Человека, признанного судом виновным, могут как отправить на принудительные работы на срок до 4 лет, так и лишить свободы на срок до 5 лет.
При чем тут поливальная машина?
Адвокат Светланы Хатько Владимир Павлов уверен: к трагедии могла привести банальная невнимательность автолюбительницы.
— Следственные органы пришли к выводу, что она превысила допустимую скорость движения. Но, на наш взгляд, она еще и была чем-то отвлечена от управления транспортным средством. По нашему мнению, Антонова просто не следила за дорожной ситуацией, — уверен Владимир Павлов. — Она так четко едет по его следам. Прямо след в след. Как будто бы умышленно, может показаться, его догоняет. Это можно объяснить одним: она его не видит, так как не следит за дорожной обстановкой, за проезжей частью. И в тот момент, когда она, собственно говоря, вернулась к управлению машиной и посмотрела вперед, только тогда увидела велосипедиста и применила экстренное торможение.
Владимир Павлов — автомобилист со стажем, он подробно разобрал ситуацию со столкновением и сделал вывод, что фатальную роль в трагедии могла сыграть… поливальная машина. Спецтехника, по всей видимости, проехала по тому участку проспекта Энгельса незадолго до наезда БМВ на велосипедиста.
— Вот смотрите: Антонова применяет экстренное торможение. При этом крайняя правая полоса находится в достаточно мокром состоянии после проезда поливальной машины. И что получается? Из-за того что левая сторона машины находится на более сухой проезжей части, происходит резкое изменение направления движения влево. При торможении автомобиль разворачивает, но в силу того, что дистанция до велосипедиста была достаточно мала и разрыв скорости был тоже велик, авария привела к наезду. Повторюсь: следи она внимательно за дорожной обстановкой, безусловно, такого наезда бы не произошло, — убежден Павлов.
Приговор Анне, как ожидается, будет вынесен не позднее конца осени. Уже в начале октября в Выборгском районном суде Санкт-Петербурга пройдут прения сторон. Прокурор и адвокаты обеих сторон выскажут свое видение ситуации, приведут аргументы. Будет и последнее слово подсудимой. «МК в Питере» будет следить за этим процессом и сообщит о приговоре.