В 1955 году в Италии появился заднемоторный автомобильчик FIAT-600, ставший невероятно популярным, выпускавшийся во многих странах и разошедшийся общим тиражом 2,5 миллиона экземпляров.
А годом спустя, с 1956 году, компания выпускает необычный автомобиль на его агрегатах – модель вагонной компоновки Multipla.
Гениальный конструктор Данте Джакоза придумал, как разместить максимальное число человек при минимальных габаритах машины. Он создал вагонную компоновку – передние сиденья размещались над передней осью. Всего же было 3 ряда по 2 места – машина вмещала 6 человек. Задний ряд мог складываться для возможности положить багаж.
Кузов был непривычным, однообъемным, при этом стилистически он немного перекликался с исходной малолитражкой 600. Габариты машины получились очень скромными: длина 3530 мм, ширина 1448 мм, высота 1581 мм при колесной базе в 2 метра. Масса машинки составляла всего 700 кг.
Двигатель, как и у прототипа 600, размещался в заднем свесе. Мотор остался без изменений – 4 цилиндра, объем 0,63 л, мощность 23 л.с. Multipla могла разгоняться всего лишь до 92 км/ч.
Дебют модели состоялся в январе 1956 года на Брюссельском автосалоне. Название Multipla было образовано от 2 английских слов — ‘multi’ – много и ‘supply’ – снабжать. По сравнению с моделью 600, у Multipla были усилены рулевое управление, тормоза, спереди появился дополнительный радиатор охлаждения, увеличили топливный бак. Переднюю подвеску взяли от более крупной модели 1100. Передние двери открывались против движения (т.н. “суицидальные двери”). Автомобиль выпускался в двух основных исполнениях – либо 4-местный с 2 рядами сидений и багажным отделением позади них, либо 3-рядный 6-местный.
В 1960 году появился новый двигатель большего объема – 0,77 л, 32 л.с. Автомобиль активно использовался в службах такси – версия для такси дебютировала в апреле 1956 года на Туринском автосалоне.
Также он пришелся по вкусу большим небогатым семьям – за небольшие деньги они получали вместительный автомобиль. Автомобиль выпускался до 1969 года и за это время разошелся тиражом 129 994 экземпляра.
Ниже на фото — малоизвестные версии на базе серийного FIAT-600 Multipla 1956 года.
Прямого наследника машина не оставила – новая модель с тем же именем Multipla появилась в линейке FIAT лишь в 1998 году, и единственное, что ее роднило с предшественницей – это 6 мест в салоне.
Хотя на момент 1956 года различными дизайнерами уже разрабатывались машины с подобной однообъемной компоновкой (можно вспомнить наши НАМИ-013 и НАМИ-А50 “Белка”), можно однозначно утверждать, что Multipla стал первой серийной моделью легкового автомобиля с однообъемной компоновкой (о фургонах и микроавтобусах мы не говорим – это более “грузовая” категория).
Таким образом, Multipla примерно на четверть века предвосхитила появление легковых минивэнов (в СССР их называли “универсалы повышенной вместимости”, но название не прижилось). Первые минивэны появились только в начале 1980-х годов – в 1983 в США стартовал Dodge-Caravan/Plymouth-Voyager, а в 1984 во Франции — Renault-Espace.
Благодарим автора текста Андрея Голубева за возможность публикации (подписывайтесь на автора в Drive2 Anderson1977)