Тема военной спецоперации российских войск на Украине волнует сейчас каждого, а кого-то она коснулась уже напрямую. В свете недавно объявленной частичной мобилизации становится все больше людей, чья судьба зависит от украинских событий.
Этот конфликт не такой, как раньше. Он ведется не только между двумя государствами, но и между двумя медиа-мирами. Причем телевидение теперь со своей доминирующей ролью в пропаганде – не единственный инструмент воздействия на умы. С ним соперничает интернет в виде социальных сетей. Это другой инструмент, у которого другая аудитория, другой принцип формирования контента, другая правда.
Текущий конфликт, наверное первый настолько большой и значимый в разрезе двух интернет-миров. Об этом и поговорим, в этой и нескольких следующих статьях.
Сразу отметим, что наши статьи носят безоценочный характер! Никакой политики, только экспертные наблюдения за информационным полем сегодня.
Начинаем этой публикацией цикл статей о роли социальных сетей в текущем конфликте стран. Пока некоторые вводные данные, а в следующем материале – статистика.
Что важно понимать сейчас?
Есть реальность, но она нам почти не доступна. А есть медиа (телевидение+Интернет), которые моделируют свою реальность, свою мифологию. Созданные им визуальные образы и концепты ситуации – мощное и масштабное оружие, которое используется в тех или иных интересах.
Эти образы могут казаться очень правдоподобными. Но у нас нет никаких инструментов и ресурсов, чтобы установить истину. Мы можем анализировать одну лишь мифологию. Кому-то верить больше, кому-то меньше, но правды так и не узнать.
Мифология, которую создают медиа, имеет мало общего с реальностью. Да, массы подчиняются ей и в ней живут. Но это всего лишь образ, а не ее правда.
НО! Мифология социальных сетей отличается от мифологии телевидения. Это нам и интересно.
В ходе нескольких войн последних десятилетий основным медиа-инструментом было телевидение. Ни для кого не секрет, что каждое государство стало способно практически полностью создавать и регулировать телевизионный контент.
С помощью ТВ можно заставить массы поверить в абсурдные идеи. Обосновать именно ту суть и тот смысл происходящих событий, который выгоден той или иной стороне. И еще подкрепить концепт эмоциями (это очень важная часть пропаганды: человек может быть не склонен думать в принципе, а вот чувствовать умеем почти мы все).
Но наступила эпоха социальных сетей. И современные конфликты– это уже противостояния, которые разворачиваются в социальных сетях.
Чем соцсети принципиально отличаются от телевидения?
Тем, что их нельзя полностью подчинить. Любой человек в любой точке мира может создать свой контент, со своей правдой. И при этом любой контент может быть оценен множеством субъектов.
У соцсетей своя аудитория. В основном, это молодая и образованная часть населения. Эти люди практически не смотрят телевизионные новости, а пытаются найти правду в интернет-источниках. Мы не говорим, что они ее находят. В соцсетях тоже много манипуляций, и отличить новости от фэйка очень сложно. Но все же это не 100%-ное доминирование одной позиции.
О том, как сегодня выглядит соотношение сил ТВ и Интернета, расскажем в следующей статье, поделимся статистикой.