28 сентября в Государственную Думу был внесён проект федерального бюджета на 2023-й и плановый период 2024–2025 гг. Увы, но Министерство финансов во главе с Антоном Силуановым открыло старую и полностью дискредитировавшую себя методичку, основные положения которой написаны Алексеем Кудриным под чутким присмотром МВФ.
Многострадальный Фонд национального благосостояния так и не стал важным драйвером развития русской экономики. Несмотря на то что нефтегазовые сверхдоходы в предыдущие годы текли рекой, они бездумно изымались из бюджета и менялись на иностранную валюту. Сейчас большая часть валюты заморожена, и ЦБ приходится допечатывать рубли, чтобы передать их правительству. Для того чтобы понять абсурд предыдущей версии бюджетного правила, достаточно посмотреть на проекты, которые каким-то чудом были всё же профинансированы за счёт средств ФНБ. Их немного, однако их важность колоссальна.
Например "Ямал СПГ", который позволяет России экспортировать газ в Азию в условиях жёсткой санкционной войны. Или же первый этап расширения БАМа и Транссиба, который увеличил провозную способность магистралей до 144 млн тонн. Это спасает импорт, европейский путь для которого закрыт. Также приведу в пример ЦКАД, "Запсибнефтехим", вложения в поддержку авиационной отрасли. А ведь подобных проектов могли быть десятки. На тот же Северный широтный ход деньги нашли только сейчас, хотя изначально предполагалось, что проект будет окончательно реализован уже в 2023 году.
Сейчас ситуация с ФНБ изменилась в позитивную сторону. В течение следующих лет в экономику будут вложены значительные средства ФНБ. Только в этом году из него возьмут 3,19 трлн рублей, в следующем – 1,96 трлн, в 2024 году – 640 млрд. Деньги пойдут как в федеральный бюджет (судя по всему, через покупку ОФЗ), так и на прямые инвестиции в проекты реального сектора экономики. Это существенные суммы, которые суммарно составляют практически 2/3 от нынешнего объёма ликвидной части фонда.
Даже если значительная часть этих средств будет вложена в ОФЗ – всё равно хорошо, так как деньги и в этом случае будут работать по своим прямым обязанностям. А именно – пойдут в бюджет.
Старая методичка Силуанова
Но не всё так гладко, как может показаться. Силуанов не был бы Силуановым, если бы не хранил верность бюджетному правилу. Министр финансов на полном серьёзе заявляет, что ведомство вновь может скупать валюту. Ранее Центробанк публиковал информацию, что Минфин в рамках нового бюджетного правила рассматривает возможность покупки китайских юаней, индийских рупий и турецких лир (!). Напомню, что по итогам августа годовая инфляция в Турции составила 80,21%.
Причём Силуанов не исключает выхода на валютный рынок уже до конца этого года. Абсурдность ситуации состоит в том, что для проведения валютных интервенций будет необходимо потратить деньги бюджета, который и так является дефицитным. Более того, для покрытия дефицита Минфин планирует в следующем году разместить ОФЗ аж на 3,5 трлн рублей. То есть одной рукой ведомство Силуанова намеревается забирать деньги из казны для покупки валюты, другой – увеличивать долговую нагрузку для покрытия дефицита. Абсурд? Да, но к нему мы уже привыкли.
И ведь теперь не спишешь всё это на наивность Минфина, который ранее, как казалось, искреннее полагал, что политика бюджетного правила балансирует доходы и расходы. 2022 год показал, что большое количество возможностей было упущено. На ряд проектов банально не хватало финансирования, в то время как ФНБ ломился от поступающих нефтегазовых сверхдоходов.
Что с того?
Безусловно, в России есть проблема валютного навеса. Экспортной выручки в страну заходит больше, чем мы можем потратить на импортные операции. Однако это не значит, что проблему нужно решать за счёт бюджетных ресурсов, которых и так недостаточно для финансирования приоритетных статей, начиная от поддержки экономики и заканчивая социальными обязательствами.
На самом деле проблема решается легко. Однако ни Минфин, ни Силуанов здесь ни при чём. За валютный рынок в стране ответственен Банк России. Именно он должен снять валютный навес через проведение операций на открытом рынке. Продавать рубли, покупать валюту. Ведомство Набиуллиной может прибегнуть к такому эффективному инструменту, как ограниченная эмиссия. Помимо снятия валютного навеса, механизм также способен значительно повысить уровень монетизации экономики, которая задыхается от дефицита ликвидности.
Однако ЦБ умывает руки и полностью отстраняется от своих прямых обязанностей. А Минфин, вместо того чтобы поднимать этот вопрос на высоком уровне, лишь исправляет ошибки Центробанка. Да ещё какой ценой!
С такими ведомствами нам экономическую войну не выиграть. России нужна экономическая мобилизация, а не очередной кризис, вызванный некомпетентностью финансового блока.