Разбираемся, где и почему находятся города с самой высокой концентрацией талантов, ученых и компаний-«единорогов»
Об авторе: Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Мастерские современного прогресса
Глобальный инновационный индекс 2022 в очередной раз привлек внимание к городам как драйверам инноваций. По расчетам авторов исследования, почти половина из топ-100 ведущих инновационных центров мира — это города США и Китая. При этом в первой десятке городов рейтинга живет менее 3% населения планеты, и там же подаются 40% всех патентных заявок в мире (учитываются патентные заявки, поданные по процедуре PCT).
Наши собственные расчеты подтверждают эту тенденцию сверхконцентрации инновационного потенциала. Почти 40% от 2,5 тыс. компаний с наибольшими затратами на НИОКР расположены в десяти городах. Такая же закономерность характерна для 60% всех компаний-«единорогов» и 35% высокоцитируемых ученых. В креативных индустриях неравномерность еще выше: каждый раз первая десятка городов будет местом расположения более 55% признанных в мире модных брендов, 65% компаний-производителей высокорейтинговых фильмов, 70% художников-лидеров аукционных продаж.
Территориальная концентрация талантов невероятно высока и существенно превышает другие показатели социально-экономического неравенства: от уровня благосостояния и грамотности до наличия доступа к новым технологиям и современной инфраструктуре. То, что покупают и используют во всем мире, создается в очень ограниченном числе локаций — подлинных мастерских современного прогресса.
Великое переселение талантов
Современный мир дарит талантам невероятную мобильность. От 30 до 50% жителей успешных городов вроде Сингапура, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Амстердама, Лондона, Торонто, Ванкувера, Окленда или Сиднея родились в других странах. Различные исследования показывают, что 40% компаний из списка Fortune 500 были основаны иммигрантами в первом или втором поколении. В них же отмечается, что патентная активность мигрировавших изобретателей выше, чем среди коренных жителей, а примерно 70% инженеров-программистов в Кремниевой долине родились за пределами США.
Таланты больше не удерживает столичный лоск, традиционно являвшийся залогом счастливой судьбы многих территорий по всей планете. Многие основатели сверхуспешных компаний-«единорогов» не только не оседают в столице, но часто пропускают этот этап. Россия с ее экономически и психологически знаменательной ролью Москвы дает много убедительных примеров: InDriver, переехавший из Якутии в Сан-Франциско, Playrix — из Вологды в Дублин, Miro — из Перми в Сан-Франциско и Амстердам, OCSiAl — из Новосибирска в Люксембург и Шанхай. Москва, являясь домом для почти 60% всех стартапов России, не может при этом похвастаться компаниями-«единорогами». Другой пример: из более чем 100 тыс. персонала, занятого научными исследованиями и разработками в Москве, лишь семь человек входят в перечень высокоцитируемых ученых, согласно базе данных Web of Science, включающей более 6 тыс. исследователей по всему миру.
Из этих цифр следуют два вывода:
- Количество, выраженное через численность занятых или число организаций в сфере науки, инноваций и креативных индустриях, не всегда превращается в качество, то есть концентрацию в городах звезд науки, бизнеса и культуры, генерирующих сверхприбыль или привлекающих профессионалов со всего мира.
- Мало вырастить таланты, в условиях сегодняшней гиперконкуренции надо еще уметь их удерживать и привлекать. Для многих городов именно привлечение талантов из менее завидных локаций стало главным и успешным сценарием развития.
Падающая ценность инфраструктуры
Традиционной реакцией богатых городов на необходимость борьбы за таланты было развитие передовой инфраструктуры. В разное время она складывалась из архитектурных объектов (храмовые комплексы городов Древнего мира или небоскребы с конца XIX века), защитных сооружений (городские стены в Европе до Нового времени или безопасные городские кварталы сегодня в ряде стран Дальнего Востока и Европейского союза), а также технологий комфорта (канализация во второй половине XIX века или плотная сеть автодорог в середине XX).
Примерно с 1970–80 годов города стали создавать специализированную инфраструктуру для инноваторов, включающую технопарки, особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, акселераторы и креативные пространства. Так власти пытались преодолеть стагнацию индустриального сектора, привлечь технологические корпорации, обеспечивающие значительные налоговые поступления и высокооплачиваемые рабочие места, а еще — сформировать новые сектора экономики (IT, биотехнологии, робототехника, высокотехнологичная медицина и другие).
Однако если внимательно присмотреться к наиболее инновационным городам мира, можно увидеть, что среди них встречаются территории, в частности — города Западного побережья США, без значительного исторического багажа, выраженного в архитектуре, памятниках или музеях.
Многие инновационные центры:
- откровенно небезопасны (например, Бостон или Чикаго),
- неблагоприятны с экологической точки зрения (в первую очередь, города Азии — Пекин, Дели, Шанхай, но и ряд европейских городов — Милан, Венеция, Роттердам, Барселона),
- задыхаются в пробках (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Стамбул, Москва).
Даже относительно новый фетиш — цифровизация — уже не выделяет однозначно города-лидеры. Достаточно посмотреть на топ городов по числу точек вайфая (Джакарта, Каир, Стамбул, Эр-Рияд, Дубай, Москва, Нью-Дели и прочие) и можно понять, что внедрять зарубежные высокотехнологичные решения давно стало освоенной стратегией стран совершенно разного уровня развития. Наконец, во всем мире сейчас вряд ли можно найти более-менее крупный город без технопарка, особой экономической зоны или инновационного университетского кампуса. Это стало так же естественно, как водопровод и канализация веком ранее.
Постепенно инфраструктура в городах-лидерах стала играть роль скорее гигиенического, чем решающего фактора: ее отсутствие способно оттолкнуть людей, но наличие уже не может привлечь. Инфраструктура теперь не формирует уникальные конкурентные преимущества города в глазах современных творцов технологий и смыслов. Наши исследования показывают, что таланты, прежде всего, привлекают другие таланты, общение с которыми — главный фактор профессионального и личностного развития. Получается, что концентрация талантов — процесс, который усиливает себя сам: чем больше у тебя талантов, тем выше вероятность, что появятся новые.
Талантливая политика городов-лидеров
Какие конкретные действия можно предпринять на уровне города, чтобы запустить ориентированную на таланты политику?
В первую очередь, важно организовать выявление и трекинг уже имеющихся или потенциальных звезд, способных оказать значимое влияние на экономическое развитие территории. К сожалению, их невозможно увидеть ни в статистике, ни воочию: в отличие от промышленности, они редко обрастают заводами и крупной недвижимостью. Частичное решение — регулярный мониторинг маркетплейсов, профессиональных рейтингов и наград. Но важен и диалог: если таланты не захотят предоставлять информацию о себе, увидят в этом риск, а не новые возможности, аналитические средства окажутся бессильными. В конечном счете, это не техническая, а мировоззренческая задача, связанная с новым пониманием города как соцветия выдающихся личностей, команд и компаний, известных во всем мире.
Через таланты город предлагает себя миру, актуализирует свой имидж и формирует новую карту для всех приезжающих в него, где помимо достопримечательностей, музеев, театров и ресторанов обозначены места, связанные со звездными личностями и брендами.
Также требуется переосмысление понятия горожанина. Зачастую таланты — граждане мира, а их компании нанимают людей в разных городах и даже странах. Пандемия COVID-19 привела к тому, что многие сотрудники выехали за город. И, тем не менее, мы видим, что известные бренды прочно ассоциируются с определенными городами, делая им бесплатную, но чрезвычайно эффективную рекламу. В модной индустрии многие марки (DKNY, Temperley London) прямо указывают город, что говорит о важности для них территориальной идентичности, сопричастности духу города, его истории, но вовсе не о том, где именно производится конкретная вещь или где в данное время находятся работники офиса или собственники бизнеса.
Власти также могут выступать амбассадорами своего креативного сектора. Хорошим примером является Мишель Обама, ставшая неофициальным амбассадором американских модных брендов, рекламируя их продукцию «на себе» во времена президентства ее мужа.
Кроме того, необходима специальная линейка мер по привлечению зарубежных талантов. Естественный приток человеческого капитала из менее развитых регионов своей страны теперь недостаточен и противоречив с точки зрения национальных целей пространственного развития. Привлечение умов из-за рубежа — чистая выгода и лучшее средство удержать свои таланты. Многие инновационные города уже имеют в своем арсенале эффективные меры политики. В Нью-Йорке работает специальный уполномоченный по привлечению и удержанию талантов. Ряд территорий запустили программы специальных виз и «мягкого приземления» для талантов и стартапов. Например, Дубай предоставляет зарубежным стартапам бесплатный офис, жилье, услуги по акселерации и помощь в привлечении инвесторов. Университеты Австралии обеспечивают иностранным студентам возможность проживания в стране от двух до четырех лет после завершения обучения. Городская программа Шэньчжэня, нацеленная на привлечение выдающихся ученых и изобретателей, менеджеров ведущих мировых технологических компаний и университетов, признанных представителей мира культуры и креативных индустрий, предусматривает выделение индивидуальных грантов от 1,6 до 3 млн юаней (ориентировочно от ₽13 до 25 млн) а также медицинское страхование, обучение для детей, содействие в исследованиях и ведении бизнеса. Шанхай уже не одно десятилетие концентрируется на привлечении корпоративных R&D-подразделений со всего мира, выделяя субсидии на аренду, строительство или покупку офисных помещений, предоставляя льготы специальной экономической зоны и обеспечивая поддержку зарубежным сотрудникам и членам их семей. С 2005 по 2018 год число зарубежных центров исследований и разработок там увеличилось в 2,5 раза — со 173 до 441.
Наконец, город может активно привлекать таланты эксклюзивными возможностями самореализации. Это и включение в существующие союзы, кластеры и отраслевые объединения (Барселона), и предоставление своей инфраструктуры для тестирования инновационных продуктов (Москва), и прямое инвестирование в наиболее перспективные проекты и компании. Ведущие китайские города финансируют НИОКР в приоритетных для себя отраслях и даже ставят соответствующие цели в рамках официальных пятилеток. Так, Шанхай собирается увеличить долю расходов на НИОКР в валовом региональном продукте до 5% к 2025 году, а Шэньчжэнь фокусируется на росте доли фундаментальных исследований — до 30% от бюджетных затрат на НИОКР. Примером лидерских действий государства на венчурном рынке является GIC — фонд, управляющий зарубежными резервами Сингапура. Именно он инвестировал в 2022 году в компанию Miro — «единорога» с российскими корнями.