Член Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Смирнов Олег Михайлович рассказал о перспективах сотрудничества России и Ирана в авиационной отрасли:
Контакты между двумя странами в авиационной отрасли решено наладить после визита в Иран президента России Владимира Путина. Все-таки можно сказать, что с некоторыми важными для нас партнерами связи активизируются после попытки Запада обложить нас санкциями и ввергнуть в изоляцию. Что касается авиации, то Иран имеет долгий опыт работы под санкциями, она является рекордсменом по времени действия рестрикций, а мы по их количеству. Иранцы могут передать нам ценный опыт, как действовать в таких непростых условиях.
Надо сказать, что у них сохранились и развиваются многие авиационные технологии. Я работал в Иране в 1990-е годы и знаю, как они действовали, какие решения принимали. У них население 90 миллионов человек, страна покрыта горами, и авиация для транспортной сети государства имеет ключевое значение. На момент введения санкций у них были исключительно американские самолеты, поэтому ситуация поначалу была очень сложной, запчасти им поставлять отказались, ремонтировать суда тоже, технологий лишили. В то время они обратились к нам за помощью. По решению правительства руководил группой наших профессионалов высококлассный специалист Александр Константинович Смолко — бывший заместитель генерального директора Аэрофлота, инженер, профессионал высокого класса. Вот кого нужно сейчас привлечь как к сотрудничеству с Ираном, так и к возрождению нашей авиации. Он жив, находится в ясном уме и добром здравии. Тогда был образован сводный отряд из 150 пилотов и 50 самолетов ту-154, базировались в Мешхеде, там иранцы создали отличные условия, и за все время нашей работы не было ни одного лётного происшествия.
Какие они приняли меры в плане сохранения авиации? Они установили очень низкие цены на авиабилеты, поскольку был недорогой авиационный керосин, потому что нефтедобывающая страна может себе это позволить, и мы можем снизить цену на авиабилеты хотя бы вдвое. Пусть не в 10 раз, как произошло тогда в Иране. Таким образом в развитие авиации у них было налажено поступление средств.
Какое содействие сейчас нам может оказать Иран? Насколько мне известно, они предлагают нам помощь в расходных материалах: авиационных шинах, тормозных колодках, которые мы не производим. Помимо этого, они предложили содействие в плане деловой авиации, обслуживании этих типов самолетов. Думаю, в дальнейшем список будет пополняться. У них есть разработки, опыт, технологии. Кстати, довольно неплохо там обстоят дела с электроникой, развито такое направление как интерьер самолетов. И еще они одни из мировых лидеров в беспилотной авиации. Так что поле для сотрудничества у нас довольно широкое.