Политика Азербайджана в отношении Армении ясна. Умело использовав российские и турецкие ресурсы во второй карабахской войне, президент Азербайджана Ильхам Алиев стремится вести ту же игру на европейском фронте. Непонятно, что выиграет Армения, изменив вектор своей внешней политики и прежний баланс сил в регионе.
То, что произошло в Праге на полях первого неформального саммита Европейского политического сообщества (ЕПС) в формате контактов президентов Эммануэля Макрона, Турции и Азербайджана, Реджепа Тайипа Эрдогана и Ильхама Алиева, а также премьер-министра Армении Никола Пашиняна и председателя Европейского совета Шарля Мишеля, можно рассматривать как политический спектакль, в котором практически каждое действие можно рассматривать как отдельное событие.
Дело в том, что Макрону удалось переманить лидеров Азербайджана, Армении и Турции, имеющих стабильные стратегические и даже союзнические отношения с Россией, на платформу специально созданной новой структуры - ЕПС, которая, по словам европейского дипломата Жозепа Борреля, "должна помочь в формировании нового порядка на континенте, но без России".
Для Макрона это было важно, потому что он делал шаги на символическом уровне, без намерения привести 44 участников саммита ЕПС к какому-либо конкретному решению. Это первое. Второе - он вписывал конкретные местные цели в широкий антироссийский политический контекст, который в противном случае, если бы они и нашли решения, то далеко не сразу.
Как нам кажется, в этом и заключается основной сюжет пражского спектакля. Если выстроить общую последовательность событий, то она такова.
В Праге состоялась первая личная встреча Пашиняна с Эрдоганом. Кроме того, состоялись четырехсторонние переговоры с участием Пашиняна, Алиева, Макрона и Мишеля. Но это - "предтеча", начало новых интриг.
Лидеры Турции и Армении договорились продолжать контакты и поручили своим специальным посланникам и министрам иностранных дел решать конкретные вопросы по нормализации отношений. Алиев после переговоров с Мишелем заявил, что очередная встреча между ним, председателем Европейского совета и Пашиняном состоится в Брюсселе в ноябре, и что Баку "поддерживает такой формат переговоров".
Это развитие событий. Его кульминация, поворотный пункт, находится в другом. Алиев заявил в Праге, что в ближайшее время министры иностранных дел двух стран встретятся во второй раз, чтобы рабочие группы двух стран занялись подготовкой текста мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
Судя по всему, это будет происходить под патронажем Мишеля, которому, по словам Алиева, "отводится особая роль в переговорном процессе".
По некоторым данным, азербайджанская сторона уже подготовила "чистый экземпляр" такого документа, но, по словам Алиева, "работа продвигается с трудом".
Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян заявил, что "пять принципов Азербайджана не полностью отражают повестку дня" и что "ведутся обсуждения относительно создания международного механизма для диалога между Степанакертом и Баку".
Азербайджан пока хранит молчание по этому поводу. Это первый сдвиг реальности в сторону мнимой интриги через обозначение новых событий.
Второе - накануне пражского саммита официальный представитель МИД России Мария Захарова, говоря о перспективах подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном при посредничестве Брюсселя, заявила, что "Россия против геополитических интриг, которые могут привести к опасному развалу ситуации".
По ее словам, "западные подходы к мирному договору не вполне сбалансированы, а некоторых западных посредников вообще нельзя назвать мирными посредниками", но, учитывая высокую чувствительность темы договора", Смоленская площадь не считает "целесообразным публично комментировать детали ведущихся переговоров".
То есть, похоже, что Баку и Ереван, наряду с брюссельской площадкой, также играют на московском плацдарме.
Политика Азербайджана ясна. Умело использовав российские и турецкие ресурсы во второй карабахской войне, Алиев стремится вести ту же игру на европейском направлении, опираясь на актуализированный энергетический потенциал.
Непонятно, что выигрывает Армения от изменения вектора своей внешней политики и прежнего баланса сил в регионе в ситуации, когда мирное соглашение от 9 ноября 2020 года было подписано при посредничестве России, а не Франции или ЕС. Но делать какие-либо прогнозы сегодня не представляется возможным.
Тем более что на публичном уровне армянской стороне пока не удается расширить узкую, исключительно азербайджанскую повестку дня и перевести ее на всех платформах из треугольника (Баку - Ереван - Брюссель) в многоугольник (плюс Москва и, возможно, даже Тегеран).
Говоря иначе, Пашинян рассчитывает на поддержку Макрона из тактических соображений. Некоторые армянские газеты утверждают, что по просьбе Армении на азербайджано-армянскую границу должна прибыть французская наблюдательная миссия.
Но что это - путь к миру или потенциальная конфронтация? Дипломатическая деятельность часто принимает различные направления: она может быть конструктивной и созидательной, или деструктивной и направленной на дестабилизацию системы или даже ее разрушение.
Одним словом, политический спектакль, разыгрываемый Азербайджаном и Арменией, продолжается. Впереди еще много новых острых политических эпизодов.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...