Приветствую, друзья! Все мы знаем, что Петербург славится своей невероятной архитектурой, сочетающей разные стили. Именно благодаря архитектуре он является одним из красивейших городов мира и центром притяжения туристов. Я, как приезжая в этом городе, уже несколько лет наслаждаюсь его красотой и не могу привыкнуть, что можно жить в настолько красивом месте.
Неоднократно, когда я выкладываю фотографии необычных зданий, меня спрашивают, что это за архитектура, как это называется и т.д. А я и сама не знаю, просто хожу и восхищаюсь. И вот, решила всё же хотя бы немного разобраться. И самой интересно, и заодно вам расскажу. Так что садитесь поудобнее, будем изучать архитектуру города на Неве!
Благодаря Петру І, который надумал построить город по всем европейским канонам, в петербургской архитектуре чувствуется влияние итальянских, немецких и голландских традиций.
Среди зданий Петербурга насчитываются представители пятнадцати архитектурных стилей. Основными стилевыми направлениями считаются петровское и елизаветинское барокко, характерное для 18 века, классицизм (конец 18 века), ампир (начало 19 века), эклектизм (середина 19 века), модерн (начало 20 века), конструктивизм (20 век). Среди других веяний хочется выделить неоренессанс, неоготику, русский стиль, монументализм и конструктивизм.
Петровское барокко
Архитектурный стиль отличается сложностью криволинейных форм, динамизмом, пышностью, причудливостью. В России сначала возникло московское барокко, а затем – петровское течение, которые друг от друга значительно отличаются. Стиль ориентируется на образцы немецкой, шведской и голландской гражданской архитектуры, хотя среди архитекторов были преимущественно итальянцы и французы. В Петербурге в основном строились простые прямоугольные и незатейливые здания. Портики, лепнина и колоннады не практиковались. К зданиям, выполненным в стиле «петровское барокко», причисляют колокольню Петропавловского собора, Петровские ворота, церковь святого Пантелеймона. До наших дней сохранились такие постройки: Летний дворец Петра Первого, Кикины палаты, Меншиковский дворец, Кунсткамера, Александро-Невская лавра.
Елизаветинское барокко
Новое течение было значительно ближе европейским тенденциям, чем петровское барокко. В этот период в Петербурге возводились крупные храмы, соборы, церкви, усадьбы и дворцы. Архитектура отличалась разнообразием декоративного убранства, пластичностью форм и живописностью. Внутренняя планировка была представлена большими двухсветными залами и широкими парадными лестницами. В интерьерах того времени преобладают фантастические мотивы. Для них характерно обилие резных и лепных украшений, узорчатого паркета, зеркал. Крупнейшим представителем нового направления является Ф. Б. Растрелли, поэтому стиль и получил второе название - «растреллиевское барокко». Целью течения было прославление могущества Российской империи. Были спроектированы величественные дворцовые комплексы в городе и его окрестностях - Екатерининский дворец, Зимний дворец, Петергоф. Пышность декоративного убранства удачно подчеркивается двух-трехцветным окрасом фасадов с использованием золота. Такой праздничный характер архитектуры отпечаток наложил на всё русское искусство XVIII века.
Классицизм
Возникновение екатерининского классицизма связано с характерной для стиля барокко длительностью архитектурных работ, роскошью и эксклюзивностью, а следовательно высокой стоимостью. Как правило, за образец бралась античность.
Первым зданием, выполненным в стиле «раннего классицизма», был графский дворец К. Г. Разумовского. Сейчас это Административный корпус РГПУ. Торжественность дворца воплотилась в парадном дворе с монументальными воротами и высокой оградой.
Ранний классицизм в Петербурге сохраняет ещё обогащённость, пластику и динамику форм, что присуща рококо и барокко. Зодчие зрелой поры создали классические типы дворца-усадьбы и большого комфортабельного жилого дома, которые стали образцами в возведении загородных дворянских усадеб и в парадной застройке городов. А главной особенностью русского классицизма был небывалый масштаб государственного градостроительства.
Поздний классицизм в архитектуре Петербурга часто называют «Александровским». Подобные тенденции известны как предшествующие русскому ампиру. Одним из первых зданий данного стилевого решения стала постройка Горного института Екатерины. В фасаде, который выходил на Неву, отражались мотивы античных храмов, а наибольшее внимание привлекали дорические колонны.
Наиболее известным творением, выполненным в «позднем классицизме», является Казанский собор. Сооружение нового собора задумал ещё император Павло, который за основу предписал взять Собор Святого Петра, что расположен в Ватикане.
В этот период появляется и здание Смольного института. Отчётливая, светлая и торжественная композиция постройки учебного заведения была одним из последних творений зрелого классицизма.
Русский ампир
Архитектура русского ампира в Петербурге внешне обращается к классическим ордерным системам. Вслед за строгим классицизмом усилилось стремление к парадности и монументальности. Здания торжественны и строго симметричны.
Наряду с лаконичностью архитектурных форм проявлялась милитаристская символика Древнего мира: изображения орлов, лавровых листов и доспехов. Возникает некий синтез монументальной скульптуры и архитектуры, а в храмовых зданиях - скульптуры, архитектурных форм и монументальной живописи. В это время появились декоративные сооружения - памятные колонны и триумфальные арки.
Здания, выполненные в русском ампире, отличались смелым преображением городского пространства, которое отражается в великолепных ансамблях петербургской Дворцовой, Сенатской и Михайловской площади. В подобном архитектурном направлении оформлены такие здания - Главный штаб, постройки Сената и Синода, Михайловский дворец, Александринский театр.
Эклектизм
Этот архитектурный стиль основывался на смешении разнородных идей и свободном выборе функционально-планировочных решений. Образцы эклектики в архитектуре Северной столицы конца 19 века - великокняжеские особняки, дворцы, здания административных учреждений, храмы, доходные дома, вокзалы, банки. Но при внешней пестроте данное архитектурное направление в целом обладало определённым единством принципов и художественного языка.
В период ранней эклектики преобладали романтизм и стилизация под старые архитектурные стилевые решения: византийский, готический, древнерусский, подражания античности, барокко и ренессансу. Второй этап эклектики характеризуется активизацией строительной деятельности в Северной столице. Для архитектуры зрелого эклектизма свойственны новые качества - насыщенность и богатство декора, репрезентативность форм, что символизировали благосостояние нового класса - буржуазии. На одном фасаде соединялись элементы разных исторических стилей, широко внедрялись инженерно-технические новшества - металлические и железобетонные конструкции.
Я была очень удивлена, обнаружив, что именно к эклектизму относится моё самое любимое здание во всей России - дворец Белосельских-Белозерских, которое я считаю нереальнор красивым, просто сказочным. Кстати, подробно об этом здании у меня была отдельная СТАТЬЯ.
Русский модерн
Мода на модерн в архитектуре Петербурга пришла в конце 19 века. В эту эпоху особое внимание зодчие уделяли цвету. От западноевропейских тенденций русский модерн перенял текучесть пространственных архитектурных форм, которые плавно перетекали из одного интерьера в другой. Особенностью течения «русский модерн» в архитектуре Петербурга можно считать то, что оно акцентируется на традиционных русских мотивах. Фасады часто украшались мозаичным декором или народными изображениями. Приверженцы модерна стремились к обновлению и эстетическому преображению архитектурной среды, к поиску нетрадиционных методов выразительности и внутреннему единству образа и функций.
Одним из зданий, построенных в стиле «русский модерн», является особняк легендарной балерины Матильды Кшесинской, что возвышается на Кронверкском проспекте.
Конструктивизм
Появился в 1920-е годы и просуществовал немногим дольше десяти лет. В стиле конструктивизма часто строились общественные здания: дома культуры, театры, административные центры, бани - общественные пространства играли большую роль в социалистическом строе. И, безусловно, конструктивизм отвечал функциональным задачам промышленных зданий: фабрик, заводов, станций. В Петербурге конструктивизм вылился в отдельный стиль - ленинградский авангард. Для него характерна акцентуация на художественной форме, которую в начале XX века смогли обеспечить новые строительные технологии. Экспрессионизм не означал отказа от функционализма, и именно это сочетание стало фирменной чертой конструктивизма Петербурга.
Одним из зданий в таком стиле являются Лиговские бани. Простое функциональное здание с необычными параболическими формами - один из типовых проектов ленинградского авангарда. К сожалению, здание не имеет статуса памятника архитектуры, и оно уже оказывалось под угрозой сноса. Сейчас бани планируется реконструировать под офисы.
Пожалуй, на этом мы закончим сегодняшний экскурс в архитектуру Петербурга. Конечно, это не все существующие стили, я лишь обозначила основные. Судя по моему любимому зданию, мой стиль-фаворит - это эклектизм. Ну, и, конечно, барокко! Вот где действительн окрасота и роскошь. Мне очень жаль, что сейчас не строят в таком стиле.