Родоначальников у слова «витраж» два — латинское vitrum («стекло») и французское vitrage («остекление»). Витраж представляет собой декоративное стеклянное полотно из разноцветных фрагментов, собранных в единую гармоничную композицию. По своей сути витраж является поистине уникальным изобретением, которое выгодно использует природное явление — солнечный свет различной интенсивности, проходящий сквозь цветное стекло.
Витражи в интерьере: от Древнего Египта до средневековой Европы Примечательно то, что никто из историков не может точно определить период возникновения витражного искусства. Первые декоративные стекла известны еще со времен двух мощных цивилизаций — Древнего Египта и Древнего Рима. История витражей насчитывает не одну тысячу лет: египтяне начали производить витражные изделия со II века до н. э., римляне — с I века н. э. У египтян же появилось и первое стекло, которое было непрозрачным. Прозрачное стекло придумали европейцы, и с тех пор витражное искусство получило второе рождение. Производство классических витражей началось с XI века, и занимались им преимущественно церковники. Изображениями из прекрасного цветного стекла украшались католические соборы — нельзя было придумать более удачного места для размещения этих шедевров средневекового искусства. Сама архитектура собора располагала к созданию первоклассной «выставки» для стеклянных картин: толстые каменные стены и огромные оконные проемы, сквозь которые свободно струился солнечный свет, оживляя эпизоды из жизни Христа и святых. Потрясая внешней красотой, витражи могут вызывать яркий эмоциональный порыв — трепет, благоговение и восхищение. Расположенные в католических храмах, такие окна усиливали молитвенный настрой. Только в XVI веке витражное искусство приобрело «налет» светскости — декоративные стеклянные композиции в виде родовых гербов или портретов появились в поместьях знатных особ, а в XIX веке витражами уже украшали окна домов и карет.
Техники изготовления старинных витражей
Классическим вариантом считается мозаичная техника составления витража из кусочков цветного стекла. Ее появление связано с тем, что исходно прозрачное стекло было ломким и кривым, поэтому большую композицию приходилось составлять из фрагментов, скрепленных меж собой каркасом из алебастра или свинцовым профилем. В XIX веке сын ювелира Тиффани придумал технику создания прозрачных витражей на основе медной ленты-фольги, соединяющей мелкие стеклянные детали. Техника «Тиффани» позволяла создавать более изящные и объемные изделия — лампы, бра.
Современное витражное искусство
В настоящее время высокое витражное искусство доступно всем. Мастера предлагают витражи на заказ, изготовленные по различным технологиям: «Тиффани» — прозрачный витраж из кусочков цветного стекла с перегородками из металла или пластика. Расписной — поверхность цельного стекла украшается цветным изображением с помощью красок. Пленочный (английский) — стекло декорируется контуром из свинцовой ленты, который затем заполняется разноцветной самоклеящейся пленкой. Накладной (фьюзинг) — получается путем спекания либо наклеивания цветных фрагментов на основу.
Комбинированный — сочетает в себе различные технологии создания витража. Помимо украшения оконных, дверных проемов и ниш декоративное стекло широко используется для создания эксклюзивных предметов интерьера.