Найти тему
Владимир IonShir

Тооовьсь!.. Пли!!! Ой, не пли, не пли!

Бывший командир корабля, бывший командир дивизиона кораблей, бывший офицер оперативного штаба по Северному Кавказу... Уже двадцать с лишним лет в системе образования. Были и школа, и техникум, и филиал вуза, и даже региональное министерство образования... И подготовка бывшего офицера к карьере в системе образования была солидная. Во-первых военный диплом дает право на педагогическую деятельность. Для тех, кто не знает: в общих обязанностях командира пункт первый - "Поддержание установленной боевой готовности подразделения..." А пункт второй - "Обучение и воспитание подчиненного личного состава". Чувствуете? "Обучение и воспитание" людей которых завтра ты поведешь в бой, и которые в случае необходимости прикроют тебя со спины! Это Вам не условные баллы за ответ у доски...

Во-вторых и далее, педагогическая подготовка у бывшего командира была перманентна и основательна: дополнительная к высшему образованию переподготовка, аспирантура, бесчисленные курсы и семинары. Да и книжки на ближней полке в рабочем кабинете были "в тему": Педагогическая психология, Урок в современной школе, Организация учебно-воспитательного процесса и т.д и т.п...

Все время работы в образовании бывшему командиру жужжали в уши: "Реформа образования", "Модернизация системы образования!", "Инновации в образовании!", "Качество образования!", "Цифровизация!" и пр., пр., пр.

Давайте же посмотрим глазами бывшего командира к чему мы пришли.

Сначала маленькая ремарка. Министерство которое занимается декларациями в области образования стало "Министерством просвещения", а просвещение федеральным заком отделили от образования! Так кто у нас занимается образованием? Ну это так, для разогрева. А теперь о главном для этой статьи.

В 50-е годы прошлого столетия американцы придумали и внедрили у японцев систему качества для производственных процессов. Эта система определяет "качество" как степень соответствия результатов производства ожиданиям заказчика для которого производится продукт.

Понимаете? Производство материальных ценностей. Их можно пощупать, измерить, взвесить и признать годными или негодными.

И вот, наши менеджеры от образования решили внедрить буржуйскую производственную систему в тончайшее дело формирования детских душ.

Качество образования! Степень соответствия результатов образования ожиданиям заказчика. Кто заказчик? Кто платит за процесс? Государство (в большинстве своем). Какие ожидания заказчика? Федеральные государственные образовательные стандарты - ФГОСы. Как измерить степень соответствия (измерить параметры детской души???)? В процессе государственной итоговой аттестации (ГИА) с помощью контрольно-измерительных материалов (КИМов). Измерительных!!!

И снова для тех, кто не знает: в любом учебнике педагогики можно прочитать - "Основной особенностью педагогической деятельности является отложенность результата"! То есть, результат работы педагогов (именно во множественном числе) можно оценить после того, как у человека в целом закончится формирование личности. А это, в соответствии с педагогической наукой, происходит примерно к 21-23 годам. И оценка происходит неформально, не на соответствие ожиданиям заказчика, а на степень социализации человека в обществе!

Так вот, бывшему командиру часто хочется спросить наших менеджеров от образования: "Когда Вы хотите дать процессу новой модернизации команду "Пли!!!", может быть надо подумать? Ну в крайнем случае, уже потом, в процессе, одуматься, признать свои ошибки и сказать: "Ой... Не пли! Не пли!"