94,5K подписчиков

Почему исчезли суда на подводных крыльях

84K прочитали

На этих теплоходах музыка не играла. Не предназначены они были для отдыха. Регулярная перевозка пассажиров по воде с максимальной скоростью — вот для чего они были нужны. И транспорт этот пользовался немалой популярностью.

На этих теплоходах музыка не играла. Не предназначены они были для отдыха. Регулярная перевозка пассажиров по воде с максимальной скоростью — вот для чего они были нужны.

Но вот уже как несколько лет их не видно на речной глади. Они исчезли. Так почему же их не стало?

И только в СССР смогли это сделать

Судно подобного типа пытались построить аж в XIX веке. При помощи вертикального парового котла, работающего на мазуте, судно разгонялось до 38 км/час. Но увы. Этой скорости было недостаточно, чтобы поднять корпус над водой.

И лишь в начале XX века итальянцу Форланини удалось воплотить свою мечту. Судно, которое он сконструировал, развило скорость 68 км/час и что самое главное — корпус поднялся над водой.

Но возникла проблема. На малых скоростях судно очень плохо управлялось, а на высоких происходила сильная вибрация корпуса. Форланини так и не смог устранить эти проблемы.

В 30—40 гг. прошлого века это удалось сделать немецким инженерам. Они даже создали целую линейку судов, но вот прийти к оптимальной форме подводного крыла так и не смогли.

Трофейные наработки немецких специалистов достались СССР. Повезло. Уникальные разработки попали в хорошие руки.

В это время как раз один из молодых специалистов — Ростислав Алексеев, который только защитил диплом на тему «Глиссер на подводных крыльях» и начал работать в отделе технического контроля на горьковском заводе «Красное Сормово», обивал московские пороги нескольких заинтересованных организаций, в которых хорошо принимали идею о сверхскоростном теплоходе на подводных крыльях.

Р. Алексеев и его экранопланы.
Р. Алексеев и его экранопланы.

Совместив свои технические решения с немецкими наработками, Алексеев спроектировал первое в СССР судно на подводных крыльях. Ему удалось решить проблему плохой устойчивости теплохода при ходе на крыльях. Первое судно, это хорошо знакомая нам «Ракета».

«Ракета»

«Ракету» спустили на воду 25 августа 1957 года. Эра крылатых судов началась. Уже в первом рейсе теплоход прошёл 420 км от Горького до Казани всего за семь часов. Кстати, несколько раз ходовые испытания судна на подводных крыльях «Ракета-1» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев.

В 1958 году быстроход пошёл в серию. И если первая «Ракета» была построена в «Красное Сормово», то начиная с 1960 года теплоходы данного типа начали строить в Феодосии заводе «Море».

На этих теплоходах музыка не играла. Не предназначены они были для отдыха. Регулярная перевозка пассажиров по воде с максимальной скоростью — вот для чего они были нужны.-3

Было три модификации судна: стандартная «340», для мелководья «340МЕ», экспортная «340Э». Судно вмещало 65 пассажиров и развивало скорость до 65 км/ч. Пассажирам сразу же приглянулось транспортное средство, хотя стоимость билета была несколько выше, чем на поезд.

Всего было построено 389 теплоходов этого класса. Их с удовольствием закупали в США, Канаде, Никарагуа и других странах. Последняя «Ракета» была спущена на воду в 1976 году. Кстати, некоторые «Ракеты» переоборудовали в кафе и продолжают использоваться до сих пор, в том числе и за границей.

«Метеор»

Чуть ли не самый красивый теплоход. Превосходный дизайн, вместительность, комфорт. «Метеор» мог развивать скорость до 77 км/ч. В удобном салоне могли располагаться до 115 пассажиров.

На борту имелось кафе. Теплоход был разделён на три салона (класса). Самый лучший — носовой. Затем по уровню комфорта шёл центральный. Кормовой, в котором было довольно шумно из-за работы двух дизельных двигателей, был самым некомфортным.

Первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Метеор» было спущено на воду в октябре 1959 года. В серию этот теплоход пошёл в 1961 году и выпускался на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького в Татарстане.

На этих теплоходах музыка не играла. Не предназначены они были для отдыха. Регулярная перевозка пассажиров по воде с максимальной скоростью — вот для чего они были нужны.-4

Всего было построено 400 «Метеоров», последний из которых был спущен на воду в 1991 года. Они и сейчас эксплуатируются. Их, хоть и редко, можно еще увидеть в России и в других странах.

Выпускались и другие похожие судна. «Беларусь» и «Восход». «Спутник» и «Буревестник». Массовые специализированные морские аналоги «Комета» и «Колхида». Регулярно такие суда перевозили более 20 млн пассажиров в год. Всего было построено около 3 тысяч пассажирских суден.

Больше не нужны

Ростислав Алексеев скончался в 1980 года. На испытании нового пассажирского экранолёта «Волга-2» он получил травму. Ему провели две операции, но, к сожалению, 9 февраля «отца» советских экранопланов не стало.

Бытует мнение, что именно с уходом конструктора популярный транспорт начали забывать. Переключились на более перспективные проекты. Потом так называемая перестройка. Развал Советского Союза. Речные вокзалы и пристани начали закрываться.

Судна начали резать на металлолом, а в лучшем случае продавать за границу. Интересно, что суда, которые были проданные за границу, получили новую жизнь и стали прибыльным бизнесом, в то время, как у нас они считались лишь убыточной обузой.

В России содержание речных пароходств стало довольно проблематично. Эти теплоходы, как известно, потребляли довольно много горючего. Стало невыгодно использовать их для перемещения пассажиров. Да и количество пассажиров значительно уменьшилось. В России началась эра личного автомобиля. И дешевле, и удобнее.

В итоге сохранились только отдельные экземпляры для развлечений туристов, но это единицы и увидеть их не так уж и просто.

Спасибо за внимание.