Приветствую своих не многочисленных подписчиков и всех тех кто просто мимо проходил и представляю вашему вниманию следующую модель этого года.
Когда разговор заходит об истребителях второй мировой войны, то прежде всего называются самые знаменитые самолеты Германии, Англии, США и СССР - Bf-109,Спитфайр", Р-51и Як-3. Но кроме этих машин, в воздушных боях участвовали и менее известные истребители. Названия таких самолетов зачастую что-либо говорят лишь знатокам истории, а массовому читателю они совершенно неизвестны. Одним из подобных "незнакомцев" по праву можно назвать румынский истребитель IAR-80, который успел повоевать в Европе не только против летчиков антигитлеровской коалиции, но в конце войны еще и против асов Геринга, своих недавних союзников.
Предвоенную королевскую Румынию никак нельзя отнести к ведущим авиационным державам, хотя были в стране самолетостроительные заводы и конструкторское бюро. Но при укомплектовании ВВС основной упор делался на иностранную технику - самолеты или покупали, или строили по лицензии.
В 1933 году на авиационный завод фирмы IAR (Industris Aeronautika Romana) в Брашове прибыла делегация польских инженеров авиакомпании PZL. Поляки помогли развернуть в Румынии лицензионный выпуск своего одноместного истребителя PZL Р.11f с верхнерасположенным крылом типа "чайка". Выпуск этого вполне удачного самолета продолжался почти четыре года, а в 1936-м на конвейере его должен был заменить следующий вариант Р.24Е - такой же схемы, но с более мощным двигателем и усиленным вооружением.
Однако в конце 1930-х боевая авиация развивалась очень стремительно, и истребитель с не убираемым шасси уже не мог считаться современным самолетом. Поэтому одновременно с выпуском Р.24Е командование королевских ВВС Румынии заказало фирме IAR новый истребитель, который более полно отвечал бы духу времени.
Конструкторская бригада, где главную роль играли инженеры Ион Гросу, Ион Кочеряну, Георгиу Зотта и Георгиу Вильнер, с энтузиазмом взялась за работу, представляя, свой истребитель скоростным монопланом с убирающимся шасси. Крыло имело цельнометаллическую конструкцию из двух лонжеронов (двутаврового сечения) и 38 нервюр, покрытых дюралевой обшивкой. Элероны и закрылки (выпускались гидравликой) имели трубчатый каркас, обшитый полотном.
Фюзеляж был смешанной конструкции. Передняя часть до кабины состояла из ферменного трубчатого каркаса, а задняя представляла классический полумонокок со шпангоутами и стрингерами. Хвостовое оперение имело подкосы снизу стабилизатора, а его конструкция почти не отличалась от Р.24Е. В качестве силовой установки выбрали румынский мотор IAR-K14-II С-32 (с капотом NACA), вращающий трехлопастный винт изменяемого шага VDM 9-11131. Этот 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения взлетной мощностью 900 л. с. был почти идентичен французскому Гном-Рон 14К "Мистраль-Мажор", который выпускался по лицензии на фирме IAR.
Два топливных бака (общая емкость - 403 л) и маслобак стояли сразу за двигателем, поэтому кабина оказалась довольно далеко от винта, что можно смело назвать недостатком, поскольку летчик практически ничего не видел перед собой на взлете. Основные стойки шасси с масляно-воздушными амортизаторами, закрытые щитками, убирались в крыло, а хвостовой костыль был не убираемым.
Из вооружения планировали установку четырех пулеметов FN-Браунинг калибра 7, 92 мм (с боезапасом по 2440 патронов на ствол), которые должны были стоять попарно, в каждой консоли и стрелять вне плоскости винта. Правда, для первого прототипа сделали исключение, вооружив его лишь двумя пулеметами.
Работы по сборке первого самолета, получившего обозначение IAR-80, начались весной 1938 года. К тому времени завод IAR уже был национализирован, а его генеральным директором назначили Визиру Гросу. Такая перемена в судьбе авиакомпании, получившей новую аббревиатуру RAIAR, пошла на пользу строительству нового самолета, поскольку финансирование велось теперь дополнительно и через бюджет страны.
Наконец, в апреле 1939-го шеф-пилот Димитру Попеску занял место в открытой кабине IAR-80 и впервые поднял машину в воздух. Заводские испытания проходили на аэродроме в Брашове. Полученные характеристики истребителя оказались вполне обнадеживающими. IAR-80 разгонялся на высоте 4500м до 510 км/ч, набирал 5000 м за 6 минут, а максимальная высота полета составляла 11 км.
О самой же модели скажу что китайцы небыли бы китайцами если бы все сделали как надо)))), в первую очередь это не IAR-80, a IAR-80 A так как других камуфляжей кроме как на А китайцы не сделали, но на версии А было уже 6 пулеметов и в данном случае нужно перешивать крылья. А так же возникла проблема с мачтой антенны так как производитель с ее установкой голову не ломал от слова совсем так как даже в инструкции толком не указал где и как она должна находится.
Но это вполне решаемая проблема, просто просверлил лобовой фонарь и через него вывел мачту так как она крепилась на панели приборов (видимо румыны тоже свои фишки имели).
А в остальном приятная и чистая сборка.
На этом я с вами прощаюсь и новая модель уже на столе, вот только как скоро получится собрать и сам не знаю так как видимо на работе и спать придется чтобы сэкономить время на дорогу домой и обратно))))
Но модель обещает быть интересной.