Найти тему
Bang Bang Education

Киноподборка: Эпоха застоя

Киноподборка: Эпоха застоя

Как высказываться, когда кино, литература, искусство превращаются в орудия агитации? Как не предавать себя в условиях новой цензуры? Уход в поэтическую форму высказывания может стать единственным способом продолжать говорить. Вспоминаем кино эпохи застоя. Острота, боль, невыносимость бытия здесь передана легко и образно, как будто бы ничего не происходит, как будто бы не страшно.

«Тени забытых предков». Сергей Параджанов. 1964

Десятки лет враждовали два гуцульских рода — Палийчуки и Гутенюки. Но случилось так, что Иван Палийчук полюбил красавицу из вражеского рода — Маричку, дочь убийцы своего отца, которой суждено было прожить короткую жизнь. Не мог без нее быть счастливым Иванко. Но он жил дальше. Женился. Был любимым. Детей не было. Хозяйничал. Он искал смерти, которая отняла у него любимую.

Зачем смотреть: этот фильм не похож на другие, он исключителен. Это поэма, опера, документ, легенда, сон, насыщенный и лирический, сложный и интересный.

«Двадцать дней без войны». Алексей Герман. 1976

Конец 1942 года. Фронтовой журналист Лопатин приезжает в Ташкент в отпуск за Сталинград. За 20 дней отпуска без войны Лопатин успевает побывать на Ташкентской киностудии, где снимается фильм по его военным очеркам, встретить новый 1943 год в мирной компании и пережить яркую любовь.

Зачем смотреть: эта картина о незлобивости, о кротости, о свете души, об органическом отвращении ко лжи и даре тихой, всеобнимающей любви.

«Тема». Глеб Панфилов. 1979

В поисках вдохновения и новых тем известный столичный писатель отправляется в провинцию. Неожиданно для себя он обнаруживает, что здесь люди живут совсем иначе, чем в привычном ему мире. Став невольным свидетелем подлинной любовной драмы, герой вдруг понимает, что в его жизни и творчестве не хватает самого главного.

Зачем смотреть: темы этого фильма кажутся чрезвычайно сегодняшними. Может ли художник сотрудничать с властью и каковы границы компромисса.

«Полеты во сне и наяву». Роман Балаян. 1982

Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Как так получилось, что ничего не приносит ему удовлетворения и счастья: ни семья, ни юная любовница, ни друзья, ни работа?

Зачем смотреть: «Если картина делается сегодня, то в ней, естественно, присутствуют признаки сиюминутного поведения, пластики, органики. Но этого, конечно, недостаточно. Снимая “Полеты”, я тешил себя надеждой, что фильм не устареет и через десять лет. В нем есть некая загадка: до конца ведь непонятно, куда стремится герой, чего хочет, кто прав, а кто не совсем», — говорил Балаян. «Полеты» не устарели и спустя 40 лет.

«Слезы капали». Георгий Данелия. 1983

Любящий муж и отец, отзывчивый сосед и сослуживец, словом, человек-душа в один прекрасный день превратился в недовольного всем формалиста. А всё потому, что ему в глаз попал осколок волшебного зеркала.

Зачем смотреть: чтобы говорить горькую правду, искусство должно грамотно обманывать. Для этого жанры и существуют. Это не жизнь такая, это злой волшебник наследил. Данелия предлагает нам быть как дети, когда весь мир для тебя, и ты не чувствуешь, что мир сам по себе.

Присоединяйтесь к каналу школы «BBE: кино», чтобы больше узнавать про фильмы разных времен и культур.

#киноподборка_bbe