Битлз, конечно, создали целую вселенную – и она уже живет по своим законам (по их законам) – вселенную меняющуюся и развивающуюся, но, главное - живую. Она со временем принимает разные формы, но «битловщина», «заветы отцов» - незыблемы и читаемы – и в альбомах Маккартни, и даже в его записях с Костелло и другими артистами, в легких и кайфецких (по-другому и не скажешь) песнях Старра, в экспериментах Оно – и в песнях Шона Леннона. В музыке Шона сливаются мелодизм, экстремизм и надрыв Леннона и эксперименты, музыкальная свобода Оно. Коктейль в результате получается совершенно фантастический. Дуэт Леннона с Клэйпулом – одно из самых неожиданных объединений, но, как оказалось, сотрудничество сложилось весьма крепкое и очень интересное. Результат – уже второй альбом, который, на мой вкус, интереснее первого, в котором был некий перекос в эксперименты в ущерб мелодиям и песням. В South Of Reality баланс идеальный. И – это самый битловский альбом за последние десятилетия. Я не знаю, лучшая ли это «битловская» пластинка или нет, но то, что она одна из лучших «битловских», что она чрезвычайно близка к «The Beatles – 2019» - это совершенно точно. Леннон и Клэйпул сыграли современную музыку, и при этом – психеделию шестидесятых в звуке и манере двухтысячных, с виртуозным басом Клэйпула, чудесными аранжировками, с «освобожденным сознанием» - мужчин ни что не держит, они дали себе полную свободу самовыражения, ограниченную только их музыкальным вкусом. Little Fishes – когда молодежь встанет на колени, когда ты не можешь поцеловать кого-то без вайфая, когда ты можешь ходить только в брэндовый туалет, - такое мог бы написать и Леннон-старший, но Клэйпул и Леннон-младший сделали это не хуже. Из перезвона потусторонних колокольчиков и призрачных голосов – жесткий басовый рифф и переливающаяся, карнавальная мелодия Леннона в обрамлении сказочных звуков, сменяющаяся жесткой гитарной основой и заведенным мотором баса Клэйпула. Облака голосов бэк-вокалов, меняющиеся мелодия, структура и плотность, игривые клавишные, неожиданные длинные фразы гитары и баса, не песня, а отдельная сказка с авангардным гитарным соло Леннона. Blood And Rockets – Saga Of Jack Parsons – Too The Moon - сюита в двух частях на шесть с половиной минут с началом очень похожим на Битлз в части Леннона-старшего, уходящая в пинкфлойдовские полеты и – снова блестящая гитара Леннона-младшего, и снова небесные хоры и плотность, которую обеспечивает Клэйпул. South Of Reality – жесткая и едкая песня, какую мог написать только Леннон – как младший, так и старший. Катятся как камни с горы басовые проходы, голос Леннона – воплощенный мрак, это не реальность, это гораздо южнее, это не здесь, а, точнее – мы уже не здесь и то, что мы называем реальностью – гораздо южнее реальности настоящей. Громоподобное начало в Boriska – песни об очередном воплощении Майора Тома Боуи – только с ленноновским юмором и трезвым взглядом на вещи. Но так же психеделично и мелодично. Ну и, конечно, роково-жестко. Песня тоже уходит под финал в осовремененный и с битловским мелодизмом спэйс-рок и дает возможность как и Клэйпулу вспомнить Primus, так и как следует раскрыться в аранжировке – оркестровые звуки, почти «Сержант», еще одно шикарное соло Леннона-младшего и совершенно а-ля Битлз вокальная точка. В этом случае «битловщина» - не эпигонство. Леннон-младший делает ровно так, как папа с мамой научили. Все очень естественно и очень жестко, без соплей. Кто, если не он? Тяжелая, роковая (по-ленноновски) Easily Charmed By Fools – все о современности, идиоты очарованные идиотами, дышащие искусственным светом телеэкранов – яд в голосе, яд в музыке, яд в тексте и в гитарном соло. Метроном баса Клэйпула, космические гитарные звуки и возвращение в рок. Восемь минут Amethyst Realm – такого уверенного звучания баса, как у Клэйпула надо еще поискать. Скользящие аккорды гитары Леннона, вибрато на вокале, космические бэки и жесткий ритм, отдаленно похоже и на Pink Floyd – только человечнее, и на RHCP – но, разве что только широтой музыкального охвата – чисто американская фишка. Инструментальная часть может посоперничать с массой прог-роковых групп, но в ней нет самолюбования музыкантов – она самодостаточна и конкретна. Тяжелыми шагами баса и ударных в Today Man’s Hour и дальше – к следующему концептуальному полотну - Cricket Chronicles Revisited – Ask Your Doctor-Psyde Effects. На Юг от реальности – спросите своего доктора, где вы потеряли связь с ней – впрочем, это бесполезно. Вы уже оторвались и вас не вернуть. Восточные мотивы на европейской ритм-секции, «староленноновские» интонации, набравшие силу во второй, инструментальной части и подкрепленные тяжелыми роковыми риффами баса с гитарой, разговор с космосом. И ответ – реальности уже нет, она закончилась. Люди - Like Fleas – словно блохи на спине собаки, она отряхнется – и нет блох. И нет ни спасительного Интернета, ни телевидения, ни автомобилей – это все - не более, чем блошиный рынок. South Of Reality – великолепный музыкально, осмысленный и круто сыгранный альбом с прекрасными мелодиями, аранжировками и настоящей роковой плотностью, без намека на попс, альбом, созданный большими артистами, большими художниками. Леннон-младший держит марку.