Часто аварии с участием мотоциклов происходят из-за того, что райдеры тормозят слишком поздно и резко или неверно распределяют усилие между передним и задним тормозом. В этой статье мы расскажем о нюансах торможения.
ПРАВИЛА ТОРМОЖЕНИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ
В обычных условиях, — когда мотоцикл едет прямо, по сухой дороге и с запасом дистанции, — тормозят так:
- Закрывают газ.
- Плавно нажимают передний тормоз.
- Слегка отклоняются назад, чтобы сместить центр тяжести на заднее колесо.
- Одновременно нажимают задний тормоз, но с меньшим усилием, чем передний.
- По мере снижения скорости уменьшают передачи.
В поворотах у мотоцикла ухудшается контакт с поверхностью. При торможении колёса могут соскальзывать, а наклон увеличиваться — так байк может упасть. Поэтому тормозить можно только на маленькой скорости, с легким поворотом и плавным нажатием тормоза. Сильнее жмут на передний тормоз, ведь в повороте переднее колесо сильно нагружено.
В повороте тормозить можно только на низкой скорости
На скользкой дороге нужно ехать медленно, с увеличенной дистанцией, важно избегать наклона байка. В остальном правила торможения такие же, как и на сухом асфальте.
Разметка, бетон и гудрон скользкие даже в сухом виде, поэтому их лучше проезжать без торможения. Это же касается опавших листьев, просмоленных швов, светоотражателей, люков и отшлифованными колесами автомобилей участков дороги.
На песчаной дороге нужно отпустить газ и начать тормозить двигателем, при этом осторожно помогая задним тормозом. В глубоком песке тормозить проще: достаточно заблокировать заднее колесо — так оно нагребет под собой кучу, и за счет этого затормозит еще быстрее.
При спуске с горки нельзя зажимать тормоза — вместо этого следует плавно жать на рычаг заднего тормоза, чтобы не дать мотоциклу разогнаться. Также можно тормозить двигателем.
При езде с пассажиром увеличивается масса, инерция и тормозной путь мотоцикла. Поэтому во время торможения нужно сильнее жать на задний тормоз и аккуратно работать с передним.
Экстренно тормозят почти так же, как и в обычной ситуации, только больше внимания уделяют положению тела на сиденье:
- Закрывают газ.
- Стараются выровнять мотоцикл.
- Плавно, но быстро жмут задний тормоз.
- Выпрямляют руки и смещают центр тяжести на заднее колесо, чтобы не перелететь через руль при нажатии на передний тормоз.
- Плавно жмут передний тормоз.
- Постепенно сбрасывают передачи.
Когда в запасе большая дистанция, тормозят двигателем — для этого отпускают газ и включают более низкую передачу.
ЧТО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
Тормозной путь. На него влияет скорость, состояние тормозных дисков, вес мотоцикла, тип поверхности, скорость реакции и правильность действий райдера. Например, на скорости в 100 км/ч тормозной путь составляет около 50 м, но на скользкой дороге он может увеличиться до 70 м.
Уменьшение тормозного пути с ABS
Экипировку. Она влияет на реакцию и моторику мотоциклиста. Например, при езде без перчаток в холодную погоду сложнее двигать пальцами — можно не успеть нажать на тормоз или неверно рассчитать усилие. Поэтому экипировку следует выбирать по погоде.
Каким колесом тормозить. При езде по ровной дороге работают обоими тормозами, с разным распределением усилия. Когда мотоцикл тормозит, центр тяжести смещается на переднее колесо, и 70% тормозного усилия приходится на него. Часто для остановки мотоцикла достаточно тормозить только передним колесом.
Состояние покрышек. Сцепление с дорогой ухудшает изношенный или неподходящий протектор, слишком твёрдая резина, низкое или высокое давление в камерах, непрогретые или перегретые шины. Для уверенного торможения стоит подобрать покрышки под характер поверхности и следить за их состоянием.
Наличие ABS. Антиблокировочная система включается при экстренном торможении и не дает колесам заблокироваться. Она сокращает тормозной путь и делает торможение более безопасным.
Усилие на рычаг тормоза. Если сильно нажать на рычаг, в лучшем случае мотоцикл резко остановится, а в худшем мотоцикл упадет или райдер перелетит через руль. Если слегка нажать на рычаг тормоза, мотоцикл будет очень медленно снижать скорость. Идеальное нажатие дозированное и плавное: в этом случае мотоцикл не теряет управления и останавливается в нужный момент. Все тонкости можно отработать только на практике.
НЮАНСЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
- Лучше всегда держать пальцы на рычаге тормоза — это поможет быстрее затормозить;
- перед торможением закрывают газ — если этого не сделать, можно упасть;
- тормозная система мотоцикла должна быть в хорошем состоянии и регулярно проверяться;
- важно рассчитывать дистанцию до транспортного средства впереди — не стоит резко газовать и быстро ехать там, где высок риск встретить препятствие.
Лучше всегда держать пальцы на рычаге тормоза — это поможет быстрее затормозить
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ БЛОКИРОВКЕ КОЛЁС
Действия при блокировке колеса:
- переднего — быстро отпустить передний тормоз, затем снова его нажать, но уже плавно;
- заднего — оставить тормоз заблокированным или плавно отпускать. Резко отпускать задний тормоз нельзя — так можно упасть.
Резкое и сильное нажатие тормоза приводит к блокировке колеса — оно перестает крутиться. При блокировке переднего колеса мотоцикл теряет управляемость, при этом понять это можно не сразу. Если блокировка произойдет на малой скорости, в лучшем случае мотоцикл резко остановится. А на средней и большой он, скорее всего, упадет.
ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ
- «Задний тормоз не нужен». Он нужен, только пользуются им в паре с передним.
- Тормозить, вывернув руль. Любой маневр с зажатыми тормозами сильно увеличивает риск упасть, поэтому делать нужно что-то одно — либо тормозить, либо маневрировать.
- Проезжать на желтый свет. Так часто поступают автомобилисты, но на мотоцикле это может быть опасно — если придется резко тормозить, можно упасть.
Любой маневр с зажатыми тормозами сильно увеличивает риск упасть
КРАТКО
Нюансов торможения на мотоцикле много, но все их довольно просто усвоить. Для этого достаточно практики в мотошколе и регулярных поездок на своём мотоцикле.