После экранизации романа «Географ глобус пропил» никому не известный пермский литератор Иванов превратился в российского Джорджа Р. Р. Мартина. Московские киношники наперегонки бросились изучать его творчество и выкупать авторские права. В течение нулевых и десятых на экраны вышли фильмы и сериалы по ивановским романам «Тобол», «Ненастье», «Общага-на-крови» и «Пищеблок», готовятся к выпуску проекты по «Золоту бунта», «Псоглавцам» и даже документальному «Ёбургу». Сегодня во всех кинотеатрах страны стартует «Сердце пармы», полнометражная экранизация романа-эпопеи о становлении и нелегкой судьбе Великого княжества Пермского.
XV век, территория нынешнего Пермского края представляет собой причудливую мозаику из разнообразных этносов, верований, культур и политических интересов. Тут живут славянские переселенцы, которые ставят города и деревни на отвоеванных у туземцев кусочках пармы (так, по словам Иванова, местные пермяки называют особый вид сосново-лиственного леса). В окрестностях русских острогов обитают манси, или вогулы, есть татары, башкиры и другие племена, еще более экзотические и непонятные. Русскоязычное население тут в меньшинстве, православие присутствует скорее номинально, местные поклоняются идолам и говорят на смеси каких-то диалектов (сейчас уже никто толком не знает каких).
На этом дальнем восточном рубеже русского фронтира пытается закрепиться пермский князь Ермолай (Александр Горбатов – «Ненастье», «Тихий дон», «Молодая гвардия»). Он рулит своим уделом культурно, занимается строительством, мирно договаривается с соседними деревнями и старается не злить местных индейцев – вогулов. Но в какой-то момент, не удержавшись, крадет у них священную реликвию – «Золотую бабу», артефакт невероятной ценности (дает владельцу +10 к харизме и магическую способность превращаться в гигантскую компьютерную рысь).
Шутки-шутками, но вогулы, чтобы расплатиться за утраченную драгоценность, устраивают набег на русичей, не оставляют от города камня на камне и вырезают всех колонизаторов, включая самого князя. Спастись удается только матерому воеводе, которого незадолго до смерти сыграл актер Пускепалис, и двум маленьким детям – сыну князя Михаилу и загадочной девочке из местных вогулов по имени Тиче. О судьбе этих двух сироток и повествует «Сердце пармы».
Оригинальный роман был опубликован в 2003-м. В 2005-м за его экранизацию взялся Сергей Бодров-старший. Но съемки все откладывались, и картина попала в производственный ад, как говорят в Голливуде. Фильм менял студии, сценаристы и режиссеры старели и умирали. В начале 2020-х «Парма» оказалась в руках киношников следующего поколения. Хотя Бодрову-старшему все-таки удалось дожить до премьеры и удержаться во вступительных титрах в статусе одного из трех авторов сценария.
Антон Мегердичев начинал как режиссер парфеновских «Намедни», потом снимал довольно сомнительных достоинств фильмы «Бой с тенью-2» и «Темный мир», но в 2017-м в сотрудничестве с Никитой Михалковым сорвал джет-пот – спортивная драма «Движение вверх» стала самым кассовым российским фильмом в истории, заработав в прокате 3 миллиарда рублей. Так что к «Сердцу пармы» Антон подступил в статусе титулованного и зарекомендовавшего себя профессионала, современного режиссера XXI века.
Поначалу это очень хорошо чувствуется. Некоторые моменты, например сцена, где воевода Пускепалис учит молодого князя обращению с мечом, довольно откровенно заимствованы у «Игры престолов». Даже на уровне ракурса. Не говоря уже про костюмы, сценографию и боевую хореографию.
Однако чем дальше и глубже забирается сюжет, тем очевиднее становится, что референсом для Мегердичева и его более пожилых коллег – сценариста Бодрова, да и самого автора текста Иванова – было, скорее, «Храброе сердце». Даже на уровне названия.
Тут можно, конечно, возразить, что любая средневековая история несет в себе некий сепаратистский уклон, феодальные княжества, междоусобицы, раздробленность, гражданские войны, алые и белые розы. Но «Сердце пармы» – роман объемнейший, с множеством сюжетных линий и поворотов. Из него могла получиться и мелодрама о связи русского князя и мансийской колдуньи, и богословская трагедия о крещении Перми в духе позднего Мела Гибсона.
В какой-то степени в фильме есть и то и другое: за секс и эротику отвечает прекрасная, как звезды, актриса из Бурятского русского театра Елена Ербакова, за православие и народность – Евгений Миронов, сыгравший местного батюшку. Но центральным конфликтом «Сердца пармы» режиссер и его сценаристы выбирают военное противостояние Урала и Москвы. Причем решают они этот конфликт в духе уже молодого Гибсона и лепят из москвичей душителей свободы, коррупционеров и негодяев, а пермяки, славяне они, башкиры, татары или вогулы, предстают рыцарями без страха и упрека, борцами за все хорошее против всего плохого.
История пермского князя Михаила (по обыкновению хмурый Александр Кузнецов) оказывается перенесенной на уральскую почву историей Уильяма Уоллеса. Михаил выглядит даже еще более благородно, он, в отличие от шотландского коллеги-сепаратиста, не устраивал завоевательных походов на московские территории, а провинился перед царем Иваном (в роли которого примерно на три минуты появляется Федор Бондарчук) только в том, что правил в те же годы, что и он.
Драматургически сюжет разворачивается по очень похожей схеме. Пермяки, так же как шотландцы, живут в своих горах в гармонии с миром, ничего не замышляют и намерены и дальше тихо пахать и строить. Все начинается со смерти отца, которого москвичи спровоцировали на конфликт с вогулами. В следующей фазе источником проблемы становится женщина. Из-за нее изначально миролюбивый герой, привыкший решать вопросы с помощью дипломатии, превращается в убийцу и завоевателя. И так же как в «Храбром сердце», финальный удар метрополии перечеркивает и судьбу героя, и надежду его родной земли на свободу и независимость. Пермяки обречены, так же как были обречены шотландцы, но они гибнут так, что об этом следует слагать легенды.
Кровопролитнейшее и драматичнейшее сражение пермяков и московитов занимает не меньше 40 минут из почти трехчасового полотна Мегердичева и компании. И, с некоторой натяжкой, принимая во внимание местный колорит, менталитет, особенности военной тактики и нюансы уральского ландшафта, его можно сравнить и с битвой бастардов из «Игры престолов», и с Фолкеркской битвой из «Храброго сердца». А для российского кино это, безусловно, вершина.
Как шедевр киноискусства, выдающийся боевик (они, как правило, не поддаются российским специалистам) фильм и был преподнесен зрителям 44-го московского кинофестиваля. Столичные критики назвали тогда «Сердце пармы» историческим боевиком о собирании земель русских.
Несмотря на то, что на деле он о ровно противоположном, конечно. О том, про что рассказывают все романы Иванова в той или иной степени. Про уникальную уральскую матрицу, горнозаводскую цивилизацию и так далее и тому подобное. Со времен печати Антоном Баковым сами-знаете-каких франков знамя уральской республики не поднималось еще так высоко над ничего не подозревающей московитской публикой.
Удачного просмотра.