"Юнона и Авось" — самая известная ещё с советских времён рок-оперы, которая до сих пор, вот уже 40 лет, идёт с неизменным успехом и полным аншлагом на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, став своего рода его визитной карточкой. Считается так: если ты не побывал на этом спектакле, то, значит, не был и в самом «Ленкоме».
Причём популярность рок-оперы с годами, похоже, только растёт. Сегодня она входит в постоянный репертуар многих театров. Идею для сюжета подсказал автор текста Андрей Вознесенский. В 1971 году знаменитый поэт, находясь за океаном, узнал об истории любви одного из руководителей Первой русской кругосветной экспедиции, сорокадвухлетнего графа Николая Петровича Резанова к пятнадцатилетней Кончите.
Любовь поверх границ
Эта история вдохновил его на написание целой поэмы «Авось!» Он показал ее главному режиссеру «Ленкома» Марку Захарову. Осталось только найти композитора. Выбор пал на Алексея Рыбникова.
А первыми исполнителями главных ролей «Юноны и Авось» стали Николай Караченцов и Елена Шанина. Сюжет основан на реальных событиях. Речь идет о подлинной встрече командора Российско-Американской компании Николая Резанова и юной Донны Марии де ла Консепсьон Марселлы Аргуэльо, а коротко - Кончиты, дочери коменданта испанской крепости Сан-Франциско в Калифорнии.
Резанов тогда, в марте 1806 года, прибыл за океан на двух кораблях, «Юнона» и «Авось», чтобы закупить продовольствие для поселения Ново-Архангельск в Русской Америке на Аляске, колонии Российской империи. Так он и познакомился с Кончитой. А потом сделал ей официальное предложение руки и сердца. Они обручились.
Однако формально их союз считался незаконным без одобрения российского императора, а также папы римского. Николай Петрович отбыл на родину, пообещав непременно вернуться в Сан-Франциско за своей испанской невестой.
Он хотел посетить императорский двор в Санкт-Петербурге, рассчитывая попросить ходатайство самого императора Александра I перед папой римским о согласии на брак с католичкой. Родители Кончиты были против свадьбы с иноверцем.
Они даже возили дочь на исповедь, склоняли ее к отказу, но ее решимость в конце концов их убедила. По расчетам Резанова, на все согласования должно было уйти примерно два года. Кончита заверила своего русского жениха, что непременно дождется его возвращения.
Воссоединения влюбленных
Однако по дороге домой Николай Резанов тяжело заболел воспалением легких и умер в Красноярске в возрасте 43 лет. Юная Кончита никак не могла поверить в смерть своего любимого.
Только в 1842 году, спустя 35 лет после их знакомства, английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей четкие подробности кончины Николая Резанова. Лишь после этого Кончита наконец поверила в смерть жениха.
Она была настолько потрясена услышанным, что сначала дала обет полного молчания, а вскоре и вовсе приняла монашеский постриг, проведя в доминиканской женской обители в калифорнийском городе Монтерей на берегу Тихого океана почти два десятилетия. Скончалась в 1857 году, пережив любимого на целых полвека. Тем самым она оставалась преданной ему до самой смерти.
Примечательно, что осенью 2000-го, спустя 143 года, произошел символический акт воссоединения влюбленных: шериф Монтерея привез в далекий Красноярск (расстояние между городами - свыше 9 тысяч километров!) горсть земли с могилы Консепсьон Аргуэльо и розу, чтобы на местном Троицком кладбище возложить ее к белому кресту, на котором выбиты слова: «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764–1807. Я тебя никогда не увижу» и «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэльо. 1791–1857. Я тебя никогда не забуду». Шериф не только развеял горсть земли с могилы Кончиты, но и увез в Америку землю с могилы Резанова.
Кто такие Юнона и Авось?
- Алексей Львович, наверное, тяжело 40 лет отвечать об рок-опере...
- Ну что вы. Парадокс в том, что сегодня у меня чаще всего спрашивают, кто такие Юнона и Авось. Некоторые искренне считают, что так зовут главных героев.
Кто-то слышал что-то о Николае Караченцове. О нем по телеку иногда рассказывают. Интересуются, как удалось найти актера на роль Авось. Ну а Юноной, ясное дело, считают его партнершу.
Хотя удивляться тут особо не приходится. Недавно я смотрел по телевизору один опрос. У ребят спросили, кто такой Иван Грозный. Практически никто не мог ответить правильно.
А некоторые сказали, что это, наверное, какой-то деятель советской эпохи, которую считают чуть ли не доисторической. Все, что относится ко времени СССР, это где-то очень далеко. Ну а дальше и вовсе не стоит заглядывать.
Справедливости ради стоит сказать, что американская молодежь точно такая же невежественная. Так что это общая, можно сказать, мировая тенденция.
Ну а более продвинутые и вроде бы начитанные утверждают, что никакого графа Резанова и Кончиты не существовало вовсе. Мол, это все выдумки. Хотя «Юнона» и «Авось» действительно существовали.
Более того, этим летом на Камчатке нашли место крушения бригантины Российско-Американской компании «Юноны», которая затонула в 1811 году, налетев на риф в районе мыса Саранный.
Из 24 членов экипажа, которые находились на борту, 20 человек погибли. Дайверы тщательно изучили место гибели корабля, которое было определено после тщательного изучения архивных документов. Был обнаружен остов и другие части парусника.
Кстати, мало кто знает, что на «Юноне» совершались набеги на японские поселения. Как выяснилось, Николай Резанов тем самым мстил японцам за то, что они плохо его приняли.
Дело в том, что он приезжал к ним с посланием от российского императора, а японцы его взяли и выгнали. Пришлось их проучить. За голову графа объявили огромные деньги.
Наконец его поймали и посадили в клетку. Два года возили по Японии и показывали местным жителям, говоря, что это тот самый Резанов. Хотя в действительности это был Василий Головнин, капитан российского императорского шлюпа «Диана», проводившего гидрографическое описание Курильских островов.
Это я к тому, что граф Резанов — это та фигура, которая достойна большого исторического исследования. О нем мало, что известно. Можно также снять очень интересный фильм!
Ученик двух великих режиссеров
- В чем, на ваш взгляд, секрет многолетнего успеха «Юноны и Авось»?
- Знаете, я считаю себя учеником двух великих режиссеров — Юрия Петровича Любимова и Марка Анатольевича Захарова. Дело в том, что сначала я работал по музыкальной части в Театре на Таганке, когда он только-только зарождался.
Естественно, посещал практически все репетиции, которые проводил Любимов. Смею вас заверить, что ничто так не обучает мастерству, как непосредственное присутствие в зале, когда ты сам видишь, как все создается буквально на твоих глазах.
Затем я стал работать уже с «Ленкомом», который был главным конкурентом Театра на Таганке. Могу целую книгу написать о том, как здорово делал свои спектакли Марк Захаров.
Это были настоящие мастер-классы. Самое главное для любого постановщика — это эскалация сюрпризов на сцене. Важно, чтобы публика, которая пришла на спектакль, ни секунды не скучала. Таков и мой принцип, который я перенял и у Юрия Любимова, и у Марка Захарова.
Как только на сцене начинается какое-то занудство, то все — спектакль кончается. Сколько уже прекрасных постановок умерло таким образом. Народ их попросту не принял. А рок-опера «Юнона и Авось» живет и здравствует.
- Почему до сих пор нет фильма «Юнона и Авось»?
- Сам не знаю. Может быть, для этого нужна некая государственная воля. Чтобы дали распоряжение сверху. У нас много говорят о духовности, о воспитании подрастающего поколения.
Часто заявляют, что нужно снимать настоящее высоконравственное кино. Но где же оно? Недавно, буквально этим летом, я летел на самолете «Аэрофлота», решил посмотреть какой-нибудь фильм.
Позитивный, действительно духовный и высоконравственный. Выбор был, откровенно говоря, чудовищным. Я не буду говорить о конкретных названиях. Ситуация в целом удручающая.
А ведь все эти фильмы кто-то загружал для просмотра пассажиров. А до этого кто-то их снимал. И часто как раз на государственные деньги. Увы, ни о какой духовности там и речи не было. Как раз наоборот, сплошная антидуховность.
Загадка длиной в 40 лет
- Многие зрители жалуются, что нет современных музыкальных картин.
- Так у нас их не умеют снимать. Часто считают, что музыкальные фильмы это те, где идет обычный сюжет, а время от времени вставляются какие-то песни. Ну или танцы в музыкальном сопровождении.
Нет, подлинный музыкальный фильм это нечто другое. В нем все подчинено музыке — с первого кадра и до последнего. Это настолько сложный жанр, что никто из современных кинематографистов не хочет за него браться.
Я не раз пытался поговорить на эту тему с различными режиссерами-постановщиками, но все мои разговоры так и не увенчались успехом. Конечно, удивительно, что до сих пор нет киноверсии «Юноны и Авось». Это загадка длиной в 40 лет.
Только записан еще старый, сорокалетней давности, ленкомовский спектакль. И это все! Конечно, постановка очаровательная, прекрасная, но сейчас техника ушла далеко вперед.
В общем, для меня самого настоящая загадка, почему не снимают современную «Юнону и Авось». Думаю, секрет тут как раз в масштабности и формы, и содержания. Разумеется, это должен быть целиком музыкальный фильм.
Кроме того, автору нужно целиком оторваться от реальной действительности и надолго погрузиться в материал. Но кто на это способен? Видимо, режиссерам не хочется возиться. Проще снять фильм не такого большого масштаба.
- Сейчас эстраду не ругает разве что ленивый...
- Вы знаете, это очень серьезный вопрос. Хотя ответ лежит на поверхности: я считаю, что наша музыкальная культура нуждается в господдержке. Посмотрите на Союз театральных деятелей.
Коллективы получают значительную финансовую помощь со стороны министерства культуры, вот они и процветают. Ставится масса прекрасных спектаклей.
А вот на музыкальное сообщество особого внимания не обращают. Это касается не только эстрады, но и академической музыки. Я имею в виду симфонические произведения.
В мире Россия всегда ценилась именно в этой сфере. Великие русские композиторы и поныне у всех на слуху. Чего, увы, не скажешь о популярной музыке и других жанрах.
Не так уж много наших песен исполняют или ставят на радиостанциях. Я считаю, надо активнее продвигать таланты. К сожалению, все пущено на самотек.
- Желаем творческих успехов!
Читайте другие материалы автора:
Рига в роли Москвы: как в Латвии снимали российское кино
Агата Муциниеце, Павел Прилучный в Риге: как латышская школа превратилась в московский загс
Русские вороны клевали французов в английском фильме
Как Михаил Ефремов снимался в Риге со своими сыновьями
"Ригу я так и не увидел", - посетовал актёр Театра на Таганке
Как живётся в Москве молодой актрисе Грете Сабуровой
Галина Полищук: "Москва спасла меня от одиночества!»
«Москва всё время держит в напряжении!» - говорит рижанка Кристина Трукшан
Грета Сабурова: «Теперь я «играю» в онлайне»
Андрею Соколову приятно, когда его называют секс-символом
«Я шагаю по Москве»: секреты съёмок