В своих материалах мы уже упоминали исторический район Санкт-Петербурга "Семенцы", центральной частью которого являлся Семёновский плац. Изначально мы хотели рассказать о славе и трагедии этого места, но в голову постоянно лезло, что Пионерская площадь, прямая наследница Семёновского плаца, потихоньку превращается в свалку для памятников. К истории Семёновского плаца мы ещё обязательно вернёмся, одна казнь Ф.М. Достоевского чего стоит, а сейчас мы всё же расскажем о том, почему мы использовали столь резкий эпитет - "свалка памятников".
Итак, облик Пионерской площади окончательно сформировался в 1962 году. Итоговой точкой послужило открытие нового здания Театра юных зрителей, не то что бы шедевр архитектуры, но специально адаптированное для детей. ТЮЗ окружён уютными аллеями, центральная из которых, открывает великолепную перспективу улицы Гороховой до самого Адмиралтейства. В начале центральной аллеи расположен памятник Александру Сергеевичу Грибоедову. В детстве, пробегая мимо, мы ощущали на себе укоряющий и немного насмешливый взгляд великого писателя.
Вот в таком виде, сохранив объём открытого пространства, что так редко встречается в Санкт-Петербурге, знаменитого своей квартальной (стена к стене) застройкой, Пионерская площадь просуществовала более сорока лет. Когда в 2003 году аллеи вокруг здания ТЮЗа стали заполняться скульптурами, точнее будет сказать арт-объектами, творениями кузнецов из разных регионов страны. Речь даже шла о создании настоящего "Парка кузнечного искусства", порядка ста объектов, которые хотели безвозмездно передать городу мастера.
Вот только у города не оказалось "средствов" на изготовление бетонных оснований для 100 скульптур, денег хватило только на семь. Этим идея "Парка" и была похоронена начисто.
В настоящее время часть из "счастливщиков", благодаря вандалам, находятся не в лучшем виде, а часть установлены так, что становится стыдно перед их творцами, мастерами-кузнецами. Так, например "Розу", уникальный цельнокованый объект, массой 5200 кг, выкованный за 16 часов из слитка весом 47 тонн, спрятали за подъездным пандусом театра и передвижным туалетом.
В 2016 году решили, что Санкт-Петербург достоин своей голливудской "Аллеи славы" и часть бетонных плит перед театром стали заменять на плиты "звёздные". Да, все имена, отображённые на этих плитах достойны того, чтобы их увековечили, но разве обязательно заниматься таким неприкрытым плагиатом? Или в культурной столице поизвились дизайнеры с художниками, способными придумать свой русский, питерский символ?
Ну а с 2019 года по настоящее время в конце центральной аллеи (ближе к зданию ТЮЗа) последовательно выставили 3 творения Григория Потоцкого "Одуванчик", "Конёк-Горбунок" и памятник А.А. Брянцеву.
И опять же, мы не возражаем ни против "Одуванчика", позиционируемого как символ мира и доброты; ни против "Конька-Горбунка", как никак первая постановка в 1922 году и ещё долгое время эмблема театра; и тем более против памятника Александру Александровичу Брянцеву, основателю ТЮЗа, к сожалению так и не увидевшего новое здание театра. Но все три скульптуры, притулившиеся с краю аллеи полностью теряются в окружающем пространстве.
Мы не претендуем на ясность художественного восприятия, но подобное нагромождение совершенно разноплановых арт-объектов в одном месте, в полнейшей несуразице пространства, фактически превращает площадь Санкт-Петербурга с богатейшей историей в настоящую свалку скульптур, куда как в мусорную корзину сваливается творения людей, вложивших в них и труд, и душу. В духе: "А куда поставить? А приткните где-нибудь у ТЮЗа".
Как это всё разительно отличается от того же памятника А.С. Грибоедову, когда решение о его сооружении принято в 1936 году, победившая в конкурсе скульптура отлита в 1949 году и дело не только в войне, но и концептуальных спорах вокруг формы и содержания , а установлена только в 1959 году, после 10 (десяти!!!) лет баталий о месте её установки. Хотя, надо признать, могут делать и сейчас. И пример тому памятник П.И. Багратиону на том же Семёновском плацу.
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуется)))