Много храмовой реставрации в этом году - типичной провинциальной академочки, чаще приятного и хорошего качества. Сделала в один замечательный приход - с интерьером хорошей сохранности, довольно цельным - алтарную икону "Моление о чаше":
Визуализировать проблемы её состояния оказалось непросто: кроме обычных шелушений тонких слоёв грунта и живописи здесь имеется оооочень серый, очень вуальный слой покрывных лаков, со временем покрывшийся мелкой сеткой вздутий. Они потянули за собой живопись, вся поверхность похожа была на шагреневую кожу. Ну или крокодилью, если хотите.
Плюс мелкие капли и потёки парафина и воска, плюс выжженные фрагменты, плюс налипшая пыль - в общем, работы как всегда на много недель.
А пейзаж тут знатный - романтика девятнадцатого века, Палестина глазами Русского археологического общества, слава им:
Дальше - всё как обычно: много незаметного внешне труда, выравнивание, удаление, дезинфекция. Лаки оказались разнородные, личное письмо покрыто дважды,один из лаков дал мягкую коричневатую плёнку, это даммара так стареет:
Вот такая разница в тоне и цвете получается:
А вот эти мелкие округлые светло-серые пятна - неистребимые колонии водорослей и это беда и мука реставратора. Убивала всё живое, даааа. Но увы - с такими больными иконами на этом не кончается, их нужно лечить всю жизнь, как хронических больных.
Близко к концу работ икона выглядит куда ярче, цельнее, здоровее:
* Спасибо за прочтение.
Если вам было интересно, поставьте, пжлст, сердечко, и можно подписаться на обновления. Это так помогает со следующими записями.
А ещё можно посмотреть другие записи по теме.