Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Три типа клиентов психолога

Когда я готовилась стать психологом, то была уверена, что ВСЕ обратившиеся клиенты хотят, чтобы им помогли. Раз решился на психолога - готов к изменениям. Звучит вполне логично - пришли своими ножками, платят свои денежки. Но не тут то было.

Сам факт, что человек обращается за психологической помощью, означает, что он в ней нуждается. Но ! Далеко не каждый, кто дошёл таки до психолога, хочет (и готов) эту помощь получить. Запутались? Сейчас объясню.

Во время учёбы мудрые старшие коллеги нам объяснили, что в зависимости от цели посещения психолога существует 3 типа клиентов. И лишь одна треть людей, которые перешли порог нашего кабинета, реально готовы начать работу над собой.

Типы клиентов :

Жалобщики. Таким клиентам не просто "плохо" и нужно выговориться, как может показаться из названия. Их отличает то, что предмет их терзаний - внешний мир. Погода, работа, политика, родственники, дураки и дороги, курсы валют… Всё то, что находится ВНЕ контроля этого самого человека. С ним самим, с клиентом, "всё в порядке", а вот с ними - беда. И менять надо ИХ. А так как действительно что-то поменять представляется нереальным (так и есть), то остаётся жаловаться. Любое предложение психолога реальных действий или намёк на изменения самого клиента будут запускать дикое сопротивление. Ведь пришёл этот человек не для того, чтобы проблему решить, а чтобы убедить себя и другого в том, что ситуация безнадежна. Ну а что тут мы можем сделать, раз "судьба-злодейка" так распорядилась ?

Визитеры. Такие клиенты оказались у психолога "случайно", как будто не по своей воле. Именно они объясняют свое появление в кабинете так: "жена настояла", "мама отправила", "друзья посоветовали начать ходить к психологу". Иногда инициатива - собственная, но мотив довольно туманный. "Зайду, посмотрю хоть, что это такое". Эта категория клиентов пришла "попробовать" психолога - без особых надежд. Психологу как-бы дается шанс, и готовности хоть как самому участвовать в процессе у такого клиента нет. "Уговорили - я пришёл, лечи меня теперь давай".

-2

Реальные клиенты. Тут и только тут есть РЕАЛЬНОЕ желание что-то менять. В жизни и/или в себе самом - эти ребята внутренне готовы. Они осознают, что предстоящая работа - не только для психолога, а для них самих. Заинтересованы в результате, искренне стараются. Кто-то их таких клиентов сам по себе ответственный и осознанный человек, кто-то - дошёл до нужной степени отчаяния, кто-то просто обрёл зрелость. И только (!) в таком случае психотерапия состоится и будет эффективной.

Внимание - неожиданный финал! А теперь - развязка!

Эти "3 типа" клиентов - вовсе не разные люди. Это СТАДИИ готовности к психотерапии.

Классическая схема: Один и тот же человек заходит на первую сессию как "жалобщик" - а далее, заинтересовавшись, превращается в "визитера". После чего появляется шанс стать реальным клиентом. При условии что "время пришло" и достигнут контакт с психологом. Редкий случай, когда клиент сходу приходит как "реальный", разве что он сам - начинающий психолог :)

Да, часто бывает, что человек, обратившийся к психологу, застревает на каком-то этапе. Выговорился, слил негатив - и дальше "жалобщика" уже и не хочется идти, полегчало же. Или пришёл попробовать, увидел и разочаровался, так и оставшись "визитером". Может внутренняя готовность "недозрела", может психолог не подошёл, может страшно и слишком накладно менять что-то в жизни. Бывает.

Для коллег: учитесь разделять эти типы клиентов и работать соответственно. И да - не берите на себя лишнего. ⅓ - вроде не много, но она есть, ориентируйтесь на неё.

Для клиентов: если узнали в каком-то из типов клиентов себя - это здорово. Теперь вы лучше понимаете, как работает сфера психотерапии. И я надеюсь ваш психолог поможет вам преодолеть все эти уровни и вместе вы добьётесь результата.

И самая важная мысль и для клиентов и для психологов (повторяю, чтобы врезалось в память): есть человек обратился за психологической помощью - значит, он в ней нуждается. Не важно, какой он сейчас "тип клиента" - ему можно помочь !

Автор: Корнеева Анастасия Михайловна
Психолог, Клиент-центрированный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru