Найти тему

Быт. 3:14

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это... (Ст. 14).

Почему змею возвещает Господь суд свой прежде всех? «Не только потому, что им положено начало греха, но и потому, что в осуждении его заключается некоторое утешение для устрашенных человеков» (смертие главы змиевой). [143]

Проклят ты...

Падало ли проклятие Божие на естественного змия, или только на скрывавшегося в нем диавола? Падало и на того, и на другого. „Неудивительно, что Бог проклинает невинное по-видимому, орудие искушения и грехопадения человеческого; ибо он и всю землю проклинает за человека". [144] В сем случае Господь уподобляется отцу, который проклинает меч, отнявший жизнь у его сына. [145] Главным же образом проклятие Божие относится к дьяволу, скрывшемуся в змее.

…пред всеми скотами, и пред всеми зверями полевыми...

Что значит проклятие змея естественного пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми? Значит то, что змеиная порода сделалась для человека в высшей степени ненавистною и презренною в сравнении с другими животными. Вид змея внушает какой-то особенный ужас и отвращение.

В каком смысле диавол проклинается паче скотов и зверей? В том смысле, что его проклятие и отчуждение от Бога будет вечное, тогда как бессловесные твари подверглись суете (т.е. страданиям и рабству человеческому) на уповании, т.е. в чаянии свободы и славы детей Божиих – по выражению Апостола. [4]

Примечания:

4. Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. (Рим. 8:20-21)