Немецкий солдат наступал на дерн рядом с оголенным кабелем и получал мощный удар током. Так работал один из видов электрического заграждения. Их начали возводить под Москвой в июле 1941 года.
Руководил строительством электрифицированных заграждений военный инженер Георгий Сербиновский. Положение осложнялось недостатком специалистов - трудились в основном женщины и дети, не знающие электрики. Не хватало материалов – изоляции, проводов, приборов. Тем не менее Сербиновскому удалось организовать строительство сооружений.
Электрический щит
Планировалось установить электрозаграждения общей длиной 230 км, в том числе: 164 км – надземных проволочных, 11 км – водных, 55 км – участков электризованной почвы. Но с вышеуказанными проблемами сделать это было невозможно. К октябрю 1941 года было готово менее 50% заграждений.
Вот что писал генерал-лейтенант Константин Телегин: «Работа за короткий срок была проделана поистине огромная, но все же оставалась далекой от завершения. Строителей рубежей обвинять было не в чем – они трудились на пределе человеческих сил, до кровавых мозолей, недосыпая и недоедая. Никто не роптал, не пытался отлынивать от дела… труд на оборонительных объектах столицы равнялся выполнению боевой задачи».
В документах отмечалось, что военный инженер Георгий Сербиновский «несмотря на неоднократные болезненные состояния не покидал своего поста и продолжал руководить работами».
Самым распространённым видом заграждений были проволочные. Они представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки на деревянных кольях. Проволока на последнем ряде, ближе к нашим позициям, крепилась с помощью изоляторов или резиновых трубок и была под напряжением. Через каждые 50-70 метров к забору по подземным кабелям подводился электрический ток от построенных подземных подстанций, преобразующих трехфазный ток напряжением 6000 Вольт в однофазный ток напряжением 1500 Вольт. Они располагались в блиндажах на удалении 1,5-2 км от электрозаграждений. Электроэнергия к ним подводилась по воздушным линиям от базовых подстанций Мосэнерго.
Создавали и специальные электрические ловушки. Бойцы отрывали небольшой ров, ширина которого была больше шага, чтобы вражеский солдат гарантированно наступил на заграждение. Все стенки рва покрывали изоляционным материалом. Ровик засыпали землей, сверху укладывали дерн, в который прятали оголенный кабель под напряжением. Когда враг наступал на дерн, то его поражало током.
Основная часть электрических заграждений осталась в советском тылу – немцев удалось остановить на подступах. Единственным местом, где враг вышел к электрозаграждениям, стал район деревни Козино у Волоколамского шоссе. Противник так и не смог преодолеть советскую оборону. Немалую роль в этом сыграли и электрические заграждения.
За строительство этих укреплений военный инженер Георгий Викторович Сербиновский награжден медалью «За боевые заслуги». Больше историй о защитниках столицы вы узнаете на экспозиции «Битва за Москву. Первая Победа!».
#МузейПобеды #БитваЗаМоскву #ОборонаМосквы #ГеоргийСербиновский #Сербиновский