Найти тему
Не хлебом единым

Не в осуждение, а в рассуждение. Правильное отношение к грехам ближних по опыту святых.

Оглавление

Добрый день, дорогие друзья! Как часто превратно понимается евангельская мудрость, вырванная из контекста! Все люди превратились в "протестантов" и, чтобы оправдать себя, готовы приводить мудрые мысли философов и богословов, которых скорее всего не читали, потому что мысль пришлась кстати.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Кого и когда можно судить?

Так, превратно можно понимать слова Спасителя: "Не судите, да не судимы будете!"

Святитель Иоанн Златоуст в первую очередь обращает внимание на то, что Тот же Господь говорит:

"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и и им одним<...>; если же не послушает, возьми с собой ещё одного или двух<...>, если не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". (Мф.18:15-17).

Если бы вообще было запрещено судить, то:" все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах, и в семьях. Если господин не будет судить своего слугу, а госпожа - служанку, отец - сына, и друг - своего друга, то зло будет распространяться все более и более. <...> Даже если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить вражду..."( Святитель Иоанн Златоуст, толкование на Евангелие от Матфея).

Итак, способность к рассуждению - естественная, Богом данная для различения добра и зла, способность человека! Обратите внимание, что святитель Иоанн разрешает судить поступки равных нам(друг - друга, супруга, брата и сестру), или низших по положению(детей и подчинённых). Но даже речь не идёт о том, чтобы судить родителей или властей!

Не осуждение, а обличение

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Есть грехи тяжкие, смертные, которые требуют церковного или земного суда, или суда нашего: имеется ввиду изменения отношения к согрешающему человеку. Вот здесь-то чаще всего проявляется непонимание и нежелание исполнять заповеди!

Думаю, из своих семей, или семей родственников, все знают, что бывает, родные "грызутся" на пустом месте, а потом, например, один начинает пить. И, вдруг, те же самые родные начинают его покрывать: врать на работе, даже опохмел покупают, чтобы "не бегал". То есть, совершается тяжкий грех, это видят дети, но супруга или родители согрешившего его не обличают, не ставят вопрос ребром, не разрывают общения!

Или: родители почём свет ругают сына, разбившего их автомобиль, но, когда этот же самый сын уходит на ночь и блудит - родители молчат.

Или: сестра видит, как в семье брата одного ребёнка любят, а другого во всем обвиняют, унижают, обделяют, но она молчит, не желая портить отношения с братом.

Вот настоящие грехи, которые требуют обличения, но удивительным образом обличать их мы не хотим: неудобно как-то. А корень этого "неудобства" в том, что мы не любим правду Божию, она нам не дорога. Дороже собственное комфортное положение и "хорошие" отношения с человеком.

За что судить нельзя?

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Итак, если судить всё-таки можно, тогда за что именно Христос запрещает судить? Давайте дочитаем до конца:

"ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такой и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему:"дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7:1-5).

Слова Спасителя метафоричны: бревно в твоём глазу и сучок в глазе брата. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что Христос укоряет тех людей, которые сами, будучи полны согрешений, ускоряют неповинных. В первую очередь, эти слова обращены к фарисеям, которые за любое мелкое нарушение Закона, готовы были проклясть человека. Но к греху фарисеев склонны и все мы!

Тысячи осуждений друг друга за мелкие грехи или просто недостатки. Кто-то любит громко говорить и смеяться, а кто-то замкнут и молчалив. Кто-то опаздывает и создаёт беспорядок, а другой за нарушение порядка постоянно укоряет ближних. Не по-нашему вкусу купленные вещи, или неправильно на наш взгляд потраченные средства, разбитая чашка, оставленная включенной плита, забытое поручение или даже недостаточно усердная на наш взгляд христианская жизнь - может стать поводом к осуждению человека.

Но ведь все это свойственно и нам! Просто быть может в другом виде! За что больной раком осуждает другого больного? А ведь грех - это и есть рак.

Как бороться с помыслом, осуждающим ближнего?

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Наша духовная жизнь по большей части проходит внутри, в сердце. Главное здесь - борьба с помыслами. А главный греховный помысел, отделяющий нас друг от друга и от Бога - это осуждение.

Как я уже писала выше, мы судим ближних не за то, настоящего греха ни в себе, ни в них видеть не хотим. Не хотим, потому что это страшно, и борьба идёт не на жизнь, а на смерть.

Как же быть, если мы всё-таки хотим бороться помаленьку и желаем спасения себе и родным?

Игумения Арсения ( Себрякова) - святая, жившая во второй половине XIX в. в Усть-Медведицком монастыре, в письмах делилась наставлениями своей наставницы, старицы Ардалионы. Для меня эти наставления бесценны:

"Нужно не бороться с помыслом, осуждающим ближнего, говоря себе:" Эта сестра вовсе не такая, это только мне так кажется; это искушение", и прочее, нет, надо узнать её немощи ближе, не отвращать от них взора, приблизиться к ним, прочувствовать болезненно, сердцем, всю тяжесть их, не видеть их чужими , потому что они - сестры, но общими человеческими, своими собственными, переболеть их, перестрадать и потом простить их всем своим братьям, потому что они уже искуплены, прощены Христом".

Сострадание, молитва, обличение не с гневом, а с болью, осуждение греха, а не человека, и в то же время, готовность к потере отношений с ближним ради правды Божией...

Как тяжелы для исполнения заповеди! И только Господь Один может помочь их исполнить!

Благодарю за внимание. Прошу оценить статью и подписаться на канал!