Найти тему

Николай Васильевич Устрялов. Отец русского национал-большевизма.

Всем привет!

Потихоньку пишу статью про одну специфическую комп. игру. А пока решил рассказать о таком интересном советском диссиденте как Николай Васильевич Устрялов.

Родился Устрялов 7 декабря 1890-го года, в семье, имевшей крестьянское и купеческое происхождение. Всю свою юность он посвятил образованию; обучался в Николаевской классической мужской гимназии в Калуге, куда переехала его семья, потом поступил в юридический факультет Московского университета. В 1914-ом году слушал лекции в Сорбонне и в Марбургском университете. В период с 1915-го по 1916-ый года сдал магистерские экзамены, получил звание приват-доцента Московского университета и вместе с этим вступил в Конституционно-демократическую партию, стоящей на позициях центризма. В 1918-ом году Николай Васильевич переехал в Пермь, где был избран ординарным профессором Пермского университета. Когда началась Гражданская война и Пермь заняли "белые", Устрялов переехал в Омск, где и прожил некоторое время, потом отправился в Читу, а в 1920-ом году перебрался в Харбин.

Николай Васильевич Устрялов в 1913-ом году.
Николай Васильевич Устрялов в 1913-ом году.

Во время Гражданской войны Устрялов был на стороне "белых", но в идеологическом плане. Он был начальником пресс-бюро правительства Колчака. Позже, Устрялов пришел к выводу, что большевики были единственной силой, способной сделать Россию снова великой, и стал поддерживать СССР. Он сравнивал Советский Союз с редиской, мол, он только снаружи красный, а внутри - белый. Особенно впечатлило Николая то, как большевики подчинили себе малые народы. По его мнению это было настоящей имперской политикой. Также Устрялов считал, что коммунизм и интернационализм неизбежно трансформируется в настоящую национальную идеологию с подлинным вождём государства во главе. За свои радикальные диссидентские взгляды Устрялов был выслан из страны, после чего он некоторое время прожил в Китае, а потом уехал во Францию. Несмотря на это он продолжал поддерживать СССР и особенно Сталина за его стиль управления государством.

Иосиф Виссарионович Сталин.
Иосиф Виссарионович Сталин.

В 1921-ом году, в Праге, по инициативе Николая Устрялова начали выпускать журнал "Смена вех", в котором публиковали свои статьи преимущественно представители либерального направления в русской эмиграции. Идеи, выраженные этом журнале, дали импульс к появлению среди русской эмиграции так называемого "сменовехизма" или же "сменовеховства" - идейно-политического движения, суть которого выражалась том, что русские эмигранты должны принять большевистскую революцию и примирится с её результатами ради укрепления мощи России. При этом, как уже говорилось выше, большевизм по мнению Устрялова должен был из интернациональной идеологии стать национальной. Приверженцы этого движения называли себя "сменовеховцами". Сам Николай не любил термин "сменовехизм":

"Сменовехизм…
Я не люблю этого термина и неповинен в нём. Он был выдвинут моими европейскими друзьями и вскоре прочно привился и в эмиграции, и в России. Теперь он стал этикеткой, которую бесполезно пытаться сорвать или подправить. Бог с ней, - пусть остаётся!.."

Поэтому, Устрялов и его соратники позже позаимствовали у Эрнста Никиша термины "национал-большевизм" и "национал-большевики" соответственно. Тем более сменовехизм и национал-большевизм Никиша имеют некоторое сходство между собой, что позволяет российским нацболам ссылаться на труды Устрялова, хотя, сам Николай считал то, что называл "национал-большевизмом" больше политической тактикой, нежели полноценной идеологией. Интересный факт: во время зарождения сменовехизма Устрялов не был лидером этого движения; тогда он жил в Харбине, а центр сменовеховства зародился в Европе. При этом сам Николай Устрялов в отличие от своих коллег не спешил идти на контакт с правительством СССР.

"Мы - с вами, но мы - не ваши. Не думайте, что мы изменились, признав ваше красное знамя; мы его признали только потому, что оно зацветает национальными цветами."
Устрялов раскрывает суть сменовехизма.
Обложка журнала "Смена вех".
Обложка журнала "Смена вех".

Помимо общественно-политической деятельности Николай Васильевич преподавал международное право на юридическом факультете в Харбине, где доносил детям белоэмигрантов мысль о том, что Октябрьская революция спасла Россию от неминуемой гибели, а большевики - настоящие патриоты, в отличие от русских реакционеров, которые отсиживались в то время в США, Европе и Китае, и искали способы ослабить СССР (в том же Харбине существовала Русская Фашистская Партия - РФП - состоящая из прояпонских элементов и возглавляемая небезызвестным предателем Константином Родзаевским, у которого была вражда с Николаем Устряловым на почве политических взглядов). Из-за этого у Николая были конфликты на политической почве со своими коллегами из факультета, из-за чего он впоследствии был вынужден уволится оттуда.

Место сборищ русских фашистов из РФП в Харбине - давних противников Устрялова и его идей.
Место сборищ русских фашистов из РФП в Харбине - давних противников Устрялова и его идей.

В 1925-ом году Устрялов со своей семьей принял советское гражданство и вернулся в СССР, побывал в Москве и Калуге. В этом же году, в Советском Союзе, начал официально выходить сменовеховский журнал "Россия". В период с 1926-го по 1935-ый год Николай работал в советником в КВЖД и вследствие этого вернулся в Харбин. В 1929 году, во время конфликта на КВЖД, Николай Устрялов вместе с красноармейцами дал отпор китайским формированиям, которыми командовал Чжан Сюэлян и белогвардейский офицер Кисилицин, которого принял к себе на службу Чан Кайши. После завершения конфликта Устрялов был уволен, но уже в 1930-ом году его восстановили в службе.

Солдаты РККА с захваченными гоминьдановскими знамёнами Чжан Сюэлянa.
Солдаты РККА с захваченными гоминьдановскими знамёнами Чжан Сюэлянa.

Политические работы Николая не остались не замеченными в правительстве СССР. Изучив труды о сменовехизме члены ВКП(б) стали критиковать Устрялова за идею о перерождении партии. Особенно невзлюбил его Зиновьев, который использовал образ Устрялова как "классового врага" против сталинско-бухаринского блока. Сам Сталин дал Устрялову следующую характеристику в своем фирменном ироничном стиле:

"Он служит у нас на транспорте. Говорят, что он хорошо служит. Я думаю, что ежели он хорошо служит, то пусть мечтает о перерождении партии. Мечтать у нас не запрещено. Но пусть он знает, что, мечтая о перерождении, он должен вместе с тем носить воду на нашу большевистскую мельницу. Иначе ему плохо будет."

Несмотря на обвинения со стороны ВКП(б) Николай Устрялов продолжал поддерживать Сталина и более того, он активно мешал Троцкому в борьбе за власть, за что Устрялов получил тонны ненависти от троцкистов и их лидера.

Просто один из многочисленных вариантов символики нацболов (современный).
Просто один из многочисленных вариантов символики нацболов (современный).

Кстати говоря, Устрялова часто обвиняют в симпатиях к фашизму, но эти обвинения беспочвенны и абсурдны. Да, Устрялов умеренно сочувствовал тому же итальянскому фашизму в первые годы его существования, но это было связано с тем, что Николай видел в становлении итальянского фашизма некоторое сходство со становлением большевизма в России. Он считал, что большевизм и фашизм были призваны в этот мир для того, чтобы преобразить наше мироздание и очистить его от слабости. И так считали многие политики того времени. Тем более итальянский фашизм на первых порах действительно казался прогрессивной идеологией, сказывалось социалистическое прошлое Бенито Муссолини - лидера итальянских фашистов. При этом Николай Васильевич сразу заметил и подчеркнул хищническую природу фашизма, и относился к нему настороженно. А в своей работе "Самопознание социализма", которое было посвящено, в основном, Сталинской Конституции 1936-го года, Устрялов и вовсе пишет о фашизме следующее:

"Фашизм - это не только варварская форма социального угнетения. Теперь, кроме того, уже до очевидности ясно, что фашизм - это война."

То есть выходит, что от умеренного сочувствия к фашизму Устрялов перешел к полному непринятию этой страшной идеологии. И это не было переобуванием, это произошло вследствие тщательного изучения итальянского и немецкого опытов. Тот же германский национал-социализм Устрялов подвергал жесткой критике.

Лидер итальянских фашистов - Бенито Муссолини - в окружении своих соратников.
Лидер итальянских фашистов - Бенито Муссолини - в окружении своих соратников.

После продажи КВЖД Японии в 1935-ом году Устрялов вернулся в СССР, перед этим переправив свой архив в США. После прибытия в СССР Николай Васильевич работал профессором экономической географии в Московском институте инженеров транспорта и некоторое время - в Московском университете. И вот, 6 июня 1937 года Николай Устрялов был арестован по ложному обвинению. 14 сентября того же года Устрялов был обвинён в «шпионаже, контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации» и в тот же день был расстрелян. И это на фоне того, что Николай Васильевич искренне поддерживал советское правительство, и не было никаких доказательств того, что он принимал участие в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Поводом для ареста и казни послужило то, что Николай Устрялов в своё время общался с маршалом Михаилом Тухачевским, который был одним из самых популярных представителей властей в СССР и при этом главным подозреваемым в антисоветском заговоре, что также до сих пор не доказано. А тут во главе НКВД встал вредитель и карьерист Ежов, и всё завертелось... В 1989 году Устрялов был реабилитирован.

Николай Устрялов в поздние годы жизни.
Николай Устрялов в поздние годы жизни.

Теперь пора подвести итоги. Николай Васильевич Устрялов был примечателен именно тем, что это был чуть ли не единственный советский диссидент, который искренне поддерживал правительство своей страны, хоть и критиковал его. Это выгодно отличает его от других советских диссидентов, которые в большинстве своём желали СССР поражения. Примечательно, что Николай Васильевич Устрялов, однажды выдал такое преисполненное фатализма рассуждение:

"Государство ныне строится, как и в эпоху Петра, суровыми и жестокими методами, подчас на костях и слезах. В своей публицистике я осознавал этот процесс, уясняя его смысл и неоднократно призывал понять и оправдать его. Тем настоятельнее необходимость сделать из этих ответственных призывов не только логический, но, когда нужно, и жизненный вывод. Ежели государству понадобятся и мои «кости» - что же делать, нельзя ему в них отказывать."

Поэтому, автор статьи, будучи приверженцем национал-коммунистических идеи, считает, что нет ничего плохого в том, чтобы цитировать Николая Васильевича и читать его работы. Труды Устрялова легли в основу русского национал-большевизма, именно на них опирались Эдуард Вениаминович Лимонов и Александр Гельевич Дугин во время зарождения ныне запрещенной НБП. Однако следует помнить о том, что сменовехизм Устрялова всё же имеет некоторые отличия от оригинального национал-большевизма Никиша. Также работы Николая могут представлять интерес и для других национал-коммунистических движений.

А на этом всё. До (не)скорых встреч.

Источники, из которых была использована информация для написания этой статьи:

#ссср #политика #национал-большевизм #диссиденты #николай_устрялов

Наука
7 млн интересуются