042. Время о времени встречаю блаженных, которые увлеченно и с фанатичной уверенностью рассказывают, какая "сложная программа у современных школьников". Никакие аргументы в пользу того, что это не так не работают. Но на блаженных рациональная аргументация и не действует. А вот для тех, на кого действует, скажу пару "умных слов".
Сложность школьной программы говорит о том, что тот, кто ее освоил, знает, понимает и умеет больше, чем тот, кто осваивал более простую программу. Например (я потом в комментарии добавлю фото своего школьного аттестата, для наглядности), в моем школьном аттестате не хватило места для предметов, которые мы изучали. Их пришлось дописывать внизу. На выходе, поскольку наша гимназия специализировалась на изучении иностранных языков, мы знали английский на очень высоком уровне, в принципе, можно сказать, наш уровень был сопоставим со средним выпускником иняза ( Это который: Минск иняз? Yes, I does). Вот это была сложная программа.
Можно еще подойти к вопросу с количественной меркой. У меня уроков было каждый день по 7. И в субботу - 6. И я не припомню, чтобы у меня не было времени на "детство". Всегда было чем заняться. И время на это всегда было.
В современной школе предметов меньше, уроков меньше, про оценки я уже частично говорил. Но, может быть, у современных школьников результаты стали лучше? Они лучше подготовлены после школы? Знают больше? Того, кто вынужден от безысходности, батрачить в "учебно-исправительных учреждениях полузакрытого типа" (подробнее напишу, что имеется ввиду) лучше не спрашивать. Услышите много "плохих слов". Я, кстати, решил, что больше не работаю со студентами после того, как в учебной группе одного из УИУПТ, что тут зовут университетом, не смогла коллективными усилиями назвать столицу Германии. Уровень подготовки по большинству предметов не только не соответствует нашему уровню, он даже не отвечает современным критериям оценивания. Если у человека стоит 9 по биологии, а он поступает на математику, это значит, что он вполне себе может быть уверен, что киты это рыбы, а акулы мечут икру. Это в "ведущих" вузах. Про областные - я даже не хочу говорить.
Единственное, что скажу в защиту современных детей - учебники и учебные пособия, а так же учебные программы составлены настолько методически и содержательно неверно, что иногда чудом является уже то, что дети вообще чему-то смогли научиться. А если вспомнить еще и общий профессиональный уровень современных учителей, то становится понятно, что что-то надо делать.
И да, программы обучения детей не сложные. Они тупые.