Это было весьма редкое явление – совместное интервью всех участников Queen. Тогда обычные ответы на вопросы превращались в увлекательный полилог, межличностное взаимодействие музыкантов группы. Поэтому так интересно выглядит интервью, которое Queen дали в 1982 году канадскому журналу «International Musician and Recording World» (первоначально выпущенный в Британии, IM&RW впоследствии открыл отделения в Европе, Северной Америке, Австралии и Японии). Эту публикацию мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
«Коммерческий успех Queen, на счету которой 5 платиновых и 4 золотых альбома, позволил отнести группу к одной из самых настойчивой рок-команд 70-х и начала 80-х. Несмотря на то, что английская группа никогда не была хорошо принята критиками, она неоднократно занимала первые строчки чартов. В музыке Queen соединились такие стили, как рок, хеви-метал, диско, фанк, соул, поп и рокабилли.
Интересно, что до выхода своего восьмого студийного альбома "The Game" группа предпочитала не использовать синтезаторы. В поисках еще одного звучания Queen исследовали возможности нового для себя оборудования, используя синтезаторы для мелодии, ритма и баса.
Отойдя от сложной, многослойной музыки, которая была характерна для их предыдущих работ, Queen в 1982 году сконцентрировались на более свободном, простом и ритмичном звуке, в котором иногда прослушиваются нотки R & B. Тем не менее здесь вновь прекрасно сочетаются виртуозный гитарный стиль Брайана Мэя, игра на басу Джона Дикона, мощные ударные Роджера Тейлора и характерный вокал Фредди Меркьюри, что давно считается знакомым стилем Queen.
Группа записала большую часть альбома "Hot Space" в Мюнхене, а остальное – в своей собственной студии в Монтре, где однажды Дэвид Боуи присоединился к ним для работы над синглом "Under Pressure", а также, возможно, для записи бэк-вокала к песне "Cool Cat".
Для новых концертов они наняли еще одного участника – сессионного клавишника Фрэда Мэндела, благодаря чему Меркьюри получил необходимую свободу на сцене. Фредди, впрочем, по-прежнему играет на фортепиано некоторые популярные композиции Queen.
Не так давно сотрудники нашего журнала встретились с группой в Монреале, в день первого концерта их тура "Hot Space".
Вопрос: «Каково это снова быть в туре?»
Брайан Мэй: «Это прекрасно. Очень приятно вернуться в Северную Америку. Это похоже на возвращение к цивилизованным гастролям. Конечно, я не имею в виду, что другие места были менее цивилизованными, но в Америке все идеально приспособлено для занятия музыкой. Мы нередко гастролировали по местам, где все приходилось начинать с нуля. Люди в Южной Америке еще не привыкли к рок-шоу. Поэтому там приходится строить всё – от туалетов до сцены. Вот почему Канада и США – это хорошо проторенная дорога, очень комфортная и приятная».
Джон Дикон: «На самом деле мы недавно были в туре по Европе и Англии, который продолжался около пяти-шести недель».
В.: «Сейчас вы, кажется, наслаждаетесь жизнью в качестве успешных музыкантов. Тем не менее вы продолжаете записываться в студии и делаете концертные туры. Это связано с экономическими причинами? Кроме того, вы изо всех сил стараетесь порадовать своих поклонников, например, на благотворительном концерте в Гайд-парке».
Фредди Меркьюри: «Я действительно счастлив, что делаю это. Если бы я думал только о деньгах, я бы давно прекратил всё это. Дело совсем не в этом. В каком-то смысле я чувствую себя обязанным поклонникам. Зайти так далеко и вдруг сказать: да, я заработал кучу денег… Я собираюсь сделать всё, что в моих силах. Это то, что получается у меня лучше всего».
Б.М.: «Теперь мы делаем это не для того, чтобы увеличить наши финансы. Мы делаем это для того, чтобы… Мы все хотим быть знаменитыми. Об этом мы мечтали с самого детства. Вы хотите, чтобы вас узнавали и ценили. Вам хочется по-хорошему взволновать людей. Все эти чувства во многом объясняют то, что мы до сих пор в пути. Мы должны чувствовать, что люди получают удовлетворение от наших концертов».
Роджер Тейлор: «Это вызов. Всё это очень, очень здорово. Посмотрите на Мика Джаггера: сейчас он на вершине мира, настоящая легенда. Вместе с The Rolling Stones он доказал всем, что их группа одна из самых успешных и больших в мире. Они действительно гордятся тем, что сделали, и по-прежнему получают от всего это удовольствие».
В.: «Можете ли вы подробно рассказать, как изменилось звучание группы за эти годы?»
Б.М.: «Мы начинали как своего рода тяжелая группа, создающая гармонии. Мы всегда чувствовали, что у нас есть необходимые возможности попробовать то, что мы хотим. На всех наших альбомах есть примеры наших экспериментов со звуком. Через некоторое время мы начали записывать больше баллад и акустических номеров. В "A Night at the Opera" разыгралась настоящая музыкальная постановка; тогда мы развили то, что было на втором нашем альбоме, сделали все эти вещи более сложными и в оперном стиле. "A Night at the Opera" и "A Day at the Races" были для нас самым организованным периодом.
В процессе записи "News of the World" нам захотелось вернуться к классическому рок-н-ролльному звучанию. В альбоме "Jazz" проявились некоторые европейские тенденции. Это была довольно странная смесь, но её не очень хорошо приняли в Америке. После этого мы выпустили очень важный концертный альбом. Долгое время все говорят, что ты должен записать концертный альбом, а когда ты его выпускаешь, они его не покупают. "The Game" стал результатом новой среды, в которой мы тогда жили. Работа в Мюнхене с новым инженером привела к совершенно новому подходу. Мы снова стали ценить минусовки. Теперь, однако, акцент сделан на ясность и ритм. "Crazy Little Thing Called Love" стала ответвлением от этого, так как была создана в стиле рокабилли».
Д.Д.: «Я присоединился к Queen, когда они были уже сформированы. Передо мной, кажется, сменилось 3 или 4 бас-гитариста. В те первые годы все песни в основном исполнялись как пауэр-трио с вокалистом (пауэр-трио – формат рок-группы, популярный в 60-е годы. В классическом варианте пауэр-трио состоит из гитары, ударных и бас-гитары. При этом гитарист одновременно исполняет функции соло- и ритм-гитариста – Прим. пер.). Тогда Фредди достаточно редко играл на пианино. Но с годами, работая в студии, мы придумали и воплотили разные методы. С момента выхода первого альбома многое изменилось. Хорошо, что на всех наших альбомах можно найти самую разнообразную музыку. Акцент же зависит от того, кто написал больше песен».
В.: «Почему Queen лучше принимают на сцене?»
Ф.М.: «Мы прежде всего стараемся развлечь людей. Мне нравится видеть, как наши песни каждый раз приобретают новое звучание. Например, "Love of My Life" полностью отличается от того, что вы слышите на альбоме. Приятно осознавать, что наши песни могут звучать совершенно по-разному. Всё зависит от того, что мы чувствуем, когда их играем. Сейчас мы думаем исполнить "Life Is Real" а капелла, без фортепиано. Мне нравится видеть, как наши песни принимают различные формы в зависимости от того, что мы хотим вам дать. В таком случае не нужно в точности воссоздавать то, что мы записали ранее».
Р.Т.: «Мы не пытаемся воссоздавать наши записи, потому что это слишком сложно и неинтересно. Это не очень хорошо работает на сцене, потому что там нужно играть намного быстрее или, наоборот, медленнее. Здесь нужна настоящая драма. Вы не можете просто повторять то, что делали в студии, потому что шоу требует совершенно иного подхода».
В.: «Некоторые ваши ранние работы были очень сложными и многослойными. Было ли вам трудно воспроизводить их на сцене?»
Б.М.: «Всегда трудно делать такие многослойные вещи на сцене. Тогда мы придумали технику повторов для создания наших гармоний, но в остальном мы, конечно же, блефовали. При этом люди подходили и говорили, что это звучит так же, как на пластинке, но вы-то знаете, что там была лишь десятая часть всей работы. Это довольно странно, что публика так охотно принимает эти вещи на сцене, не замечая того, что там играют только гитара, бас и ударные, хотя на записи они подмечают все малейшие детали. Вероятно, все дело в нашем адреналине и громкости».
В.: «Ходило много слухов о вашем сотрудничестве с Дэвидом Боуи в "Under Pressure" и "Cool Cat". Все дело в том, что это была первая совместная работа Queen с другим исполнителем. Случались ли у вас какие-то проблемы в процессе записи?»
Б.М.: «Это очень долгая история. С Дэвидом было довольно сложно работать, потому что это была встреча совершенно разных методов работы. Это в какой-то степени стимулировало, но все-таки для нас это было непросто. Мы очень упрямы в отстаивании своих взглядов, как и мистер Боуи. На самом деле он такой же упрямый, как и мы вчетвером в качестве группы. Тем не менее работа получилась стоящей. Однако когда "Under Pressure" была закончена, начались постоянные споры о том, когда и как её следует выпускать и стоит ли вообще выпускать. Дэвид хотел многое переделать. К тому времени я уже сдался, потому что это было далеко от того, к чему я стремился. Тогда был найден компромисс: Фредди, Дэвид и Мак доработали "Under Pressure", и все это время рядом находился Роджер, который поддерживал мир, так как они с Дэвидом давно дружат.
Другой трек, о котором вы говорите, это "Cool Cat". Для него Дэвид записал только бэк-вокал. Думаю, что все мы воспринимали это как украшение. Потом мы отправили Дэвиду записку, в которой вежливо сообщали, что думаем сохранить его бэк-вокал. В ответ на это Дэвид сказал: «Я не хочу, чтобы вы это делали, потому что оно меня не устраивает». К сожалению, он сказал нам это примерно за день до предполагаемого выхода альбома, поэтому релиз пришлось передвигать на другую дату».
В.: «Есть возможность, что этот опыт удержит вас от дальнейшего сотрудничества?»
Б.М.: «Нет, не думаю. Если будет нужно, это обязательно произойдет. Работать с этим парнем было весьма полезно. Было интересно наблюдать, как он справляется с делами. Между тем я думаю, что есть несколько человек, с кем бы мы хотели поработать».
В.: «С кем?»
Б.М.: «Очевидно, каждый из нас назовет разных людей, которыми он восхищается. Но есть один человек, с которым мы все хотели бы поработать, — это Эрик Клэптон. Кроме того, все мы восхищаемся Стиви Уандером».
В.: «Охарактеризуйте свою аудиторию».
Б.М.: «Её состав постоянно меняется. "The Game" привлек к нам много молодых людей. "Crazy Little Thing Called Love" и "Another One Bites the Dust" изменили демографию, такое модное ныне слово, наших фанатов. Тем не менее с нами остаются люди, которые стали фанатами во времена "Keep Yourself Alive" и нашего первого тура, – это так здорово. При этом они жалуются, что мы редко играем наши старые вещи, но все-таки мы им по-прежнему нравимся. Нам пришлось измениться, и мы должны продолжать меняться, чтобы поддерживать интерес к себе. Как правило, если люди что-то покупают и это им нравится, они хотят и дальше видеть группу в том же ключе. Но это не всегда благотворно сказывается на её творчестве. Впрочем, это лишь мое мнение, хотя через какое-то время люди могут подумать: "О, это тот же старый материал. Нам можно больше его не покупать"».
В.: «Фредди часто говорил, что музыка Queen одноразовая, что в ваших текстах очень мало смысла. Это правда?»
Р.Т.: «В некоторых случаях смысл есть. Уже сама концепция развлечения несет в себе определенный смысл. Фредди всегда говорит, что в нашей музыке не стоит искать какого-то серьезного смысла, что мы здесь прежде всего для того, чтобы развлекать людей. Тем не менее мы понимаем, что это нужно делать с помощью качественной, а не постановочной музыки. Мы любим меняться. Нам нравится громко заявлять о себе, но при этом наши тексты не такие глубокие. Все смеялись, когда люди стали искать смысл в "Under Pressure"; это просто песня о любви, которая является не самой крутой вещью в мире».
Д.Д.: «В словах должно быть что-то особенное. В "Another One Bites the Dust", впрочем, их не так много, но в других моих песнях есть смысл. Я всегда пытаюсь вложить одну или две мысли, какую-то историю в песню. Мы все пишем индивидуально, так что текст зависит от личности персонажа, который придумал песню. Все наши песни разные».
Б.М.: «Фредди иногда действительно так говорит. Я не думаю, что это полностью правда, потому что лично я пытаюсь так или иначе сказать что-то в тексте. Я очень беспокоюсь о современном мире – это то, что стоит за многими моими песнями. Они могут выражать что-то на поверхности, но потом неожиданно раскрываться внутри. Обычно в процессе написания песен я испытываю сильнейшие чувства, всегда пытаюсь что-то сказать. На мой взгляд, хорошая музыка должна поражать тебя на всех уровнях: музыкально и интеллектуально. Когда через некоторое время ты задумываешься о том, о чем она, когда она наводит тебя на определенные размышления, это здорово. Лучшая музыка именно такая».
В.: «Как вы пишите свои песни?»
Ф.М.: «Я вначале создаю мелодию. Большинство моих песен создавались вокруг мелодии. В некоторых случаях, однако, мне помогает лирика. "Life Is Real" была одной из них, потому что я сначала написал слова. Затем мы наложили на них музыкальную часть. Тогда я почувствовал, что это может быть в стиле Джона Леннона.
Для "Killer Queen" я также вначале написал слова. Однако чаще всего у меня в голове звучат именно мелодии. Я играю их на фортепиано и иногда записываю на магнитофон. Теперь, впрочем, я просто храню их в своей голове. Когда я чувствую, что они заслуживают того, чтобы их запомнили, я приступаю к записи. Ничего страшного, если я забуду их. Если они по-прежнему у меня в голове, их стоит записать на пленку».
Д.Д.: «Мне трудно писать песни. Обычно я начинаю с музыки, но это не самый удачный способ работы. Это усложняет задачу, потому что к мелодии приходится подбирать слова. Гораздо проще было бы сесть и написать несколько слов, а потом попытаться наложить на них музыку. Но у меня гораздо больше музыкальных идей, чем лирических. Мне также трудно донести свои идеи до группы, когда мы пытаемся их сыграть».
Р.Т.: «Иногда первой выходит лирика, но обычно это музыкальная идея, которую я хочу попробовать. Я пишу песни в качестве хобби. Не думаю, что меня можно назвать профессиональным автором песен. Иногда у меня наступает очень плодотворный творческий период, когда многое выходит наружу: что-то получается спонтанно, что-то - нет. Я не Пол Маккартни, который встает и пишет песню перед завтраком. Очевидно, он хочет побить мировой рекорд по написанию песен. Бывает, что я пишу на барабанах. Иногда всё начинается с ритма, но по большей части я использую гитару. Сейчас я осваиваю фортепиано, который не синтезатор. Я действительно пытаюсь научиться играть на нем правильно».
Б.М.: «Лучшие свои песни я, как ни странно, написал не на гитаре. Может быть, какие-то риффы или основы, но обычно я лучше воспринимаю песню, когда играю на инструменте, к которому не привык. Я не привык играть на фортепиано, и нахожу это весьма вдохновляющим, потому что мои пальцы ложатся на разные узоры. Когда же я беру в руки гитару, я знаю, куда попадут мои пальцы. Чаще всего я сижу где-нибудь один и размышляю о песне – для меня это самый верный способ. Не думаю, что мой стиль написания песен сильно изменился со временем, как, например, у других участников группы. Обычно я создаю традиционный материал Queen, как, например, "Las Palabras de Amor". Я все еще склонен сочинять тяжеловесные мелодии, с которыми группа успешно справляется; у них очень плотный звук. Мне это действительно нравится, хотя в наши дни им пользуются достаточно редко».
Продолжение следует…