Бьорк представила свой юбилейный, десятый студийный альбом Fossora. Артистка обещала нам техно, много танцевальных треков и эмоциональные тексты о семье и доме, где она не часто бывала с шестнадцати лет, но вернулась в карантин. А теперь время послушать, что же у неё на самом деле получилось, ведь каждый альбом Бьорк полон сюрпризов.
Уже после выхода лид-сингла Atopos стало понятно, что к весёлым техно-песням у Бьорк свой подход и на пластинке не стоит ждать много электроники – акцент на органических, «земляных» инструментах. Не зря же на обложках и в фотосессиях певица окружена грибами странных цветов и размеров: они символизируют близость к родной земле и, на мой взгляд, отлично перекликаются с весьма примитивными аранжировками и прямолинейными текстами.
Тёплая палетка звуков на песне Atopos содержит бас-кларнеты, громкие ударные и... в общем-то всё. На альбоме этот набор расширили с помощью фирменных скрипок Бьорк, которые на этот раз звучат намного величественнее: многие песни – это амбициозные баллады, которые напоминают гимны или даже средневековые эпосы. Собственно, в этом плане изменений со времён Volta в манере исполнения и написания песен у Бьорк не так много. Всё те же уже привычные интервалы, эмоциональные распевы и гиперболизированный акцент с заменой гласных на любые другие одиночные звуки или дифтонги.
Но, в отличие от прошлых альбомов, на этом намного больше цепляющих мелодий и едва заметной поп-эстетики – он самый лёгкий для восприятия со времён Verspertine. Предсказуемой структуры на большинстве треков нет, но она словно подразумевается. В итоге слушатель оказывается в некотором напряжённом ожидании, а песни нерешительно тяготеют в сторону поп-музыки, но решают обойтись без очевидных ходов.
Так, Ovule с горячим южноамериканским битом словно должна привести нас к рэпу от Daddy Yankee, но Бьорк обходится без этого. На Mycelia нет слов, это лишь хоралы, но и они пару раз словно предвосхищают эпичный электронный дроп. Мне очень нравится такой подход: зачем делать в песнях что-то очевидное настолько, что слушатель и так может это представить, когда можно сделать всё наоборот и выдать более интересный трек, который хочется переслушивать ещё и ещё, только бы разобраться в песне?
Но Бьорк всё же всегда закидывает на альбом пару более «попсовых» треков для фанатов из девяностых и более широкой аудитории. Кроме Ovule на этом альбоме есть смесь рэггетона и габбера с индустриальным привкусом на Atopos. Да и самая длинная семиминутная Ancestress не показалась мне утомляющей – вовремя вступающие биты помогают держать все куплеты в связке. Victimhood чуть-чуть не дотягивает до Ancetress по времени, но и она нисколько не скучная. Гипнотический бит в начале очень напоминает трип-хоп девяностых, и эта чать песни с пугающим рёвом, то и дело накатывающим волнами звука, вполне могла бы вписаться в Post.
Но все длинные треки на этом альбоме могут похвастаться неплохим развитием и сменой текстур на фоне. Так, Victimhood обогащается дополнительными голосами, танцевальным битом и всё теми же кларнетами. Здесь и на заглавном треке Fossora техно-бит идёт вразрез с плавным вокалом Бьорк. С одной стороны, это позволяет певице оставаться в зоне комфорта со своими тягучими балладами и неторопливо распевать каждую гласную и даже согласную. С другой стороны, это не позволяет слушателю заснуть.
Отдельного упоминания заслуживает Fungal City – после первых прослушиваний мой любимый трек на альбоме. Отличная химия между ней и serpenwithfeet и впечатляющее развитие – песня постоянно эволюционирует и словно содержит в себе все прелести этого альбома.
Необычные структуры песен позволяют обращать больше внимания на тексты. На первом треке Бьорк говорит о единении людей и о том, что этот навык надо прокачивать. Она сравнивает надежду с мышцами, и меня всегда вводят в смятение её анатомические метафоры: они не очень поэтические, но зато эффективные и честные. В прочем, для любителей поэзии на альбоме есть ставшая народной поэма Fagurt Er í Fjörðum, где автор восхваляет исландские земли, столь плодородные в тёплые месяцы и готовые жестоко убивать зимой.
Особо важными на альбоме кажутся песни о матери Бьорк. Sorrowful Soil написана ещё до её смерти в 2018-м, но уже в немного скорбном тоне, хотя целью всё же было восхвалить Хильдур. Здесь тоже не обошлось без анатомических подробностей:
Во время жизни женщины
Она производит четыреста ооцитов,
Но только два или три оплодотворяются,
Сплетённые жизненной силой матери.
Эмоциональный текстиль. Самопожертвование.
А вот Ancestress уже более конкретная: здесь Бьорк обсуждает дислексию своей матери, которая, видимо, вдохновила и саму певицу придумывать новые слова (например, слово Fossora), добавлять в уже существующие слоги и лепить из языка, как из глины. Здесь же мы становимся свидетелями болезни, жизни с кардиостимулятором и последующей кончины Хильдур.
Альбом целиком доступен на официальном канале певицы по ссылке.
Fossora не является ни самым амбициозным, ни самым экспериментальным альбомом Бьорк. Но на этом юбилейном релизе певица собрала многие приёмы, которые копила все тридцать лет: баллады переплетаются с танцевальными ритмами, ангельские мелодии противостоят индустриальным битам, а тексты затрагивают как её личные трагедии, так и проблемы человечества – в итоге я слышу всё от Gling-Gló до Utopia, но с новым шармом. И, вспоминая свой опыт с трюфелями в Амстердаме, могу смело заявить, что это действительно грибной альбом. Ставлю 5/5.
______________________
Читайте также на моём канале:
______________________
Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!