Даже если ваше доходы очень скромны, вы всё равно рискуете подхватить «вещизм». Например, зависая на сайтах «Отдам даром», «Выиграй» или «Халява». Также к вашим услугам секондхенды и сервисы по обмену различным барахлом: мы поддались искушению. Но можно откатить ситуацию назад
У шоумена Павла Воли есть забавный номер о покупках на известном китайском аукционе. По его словам, перечень тамошних предложений напоминает чемодан шпиона, объевшегося запретных веществ. Особенно удивляет категория «умных вещей»: умная бутылка для питья, умные весы и прочие навороченные девайсы. Они сигнализируют, когда и сколько нам пить, подсчитывают процент мышечной массы и… Дай им волю, они нас поработят. И виновны в этом только мы: ленивые, глупые, жадные, променявшие свободу и полёт на пластиковый мир – и скидочные карты. Мы покупаем нон-стоп – и всё нам мало.
И даже когда мир захлебнулся от восторга скандинавским минимализмом, сработал обратный эффект. Люди не поняли, что шведский «лагом» и датское «хюгге» - это образ жизни, который буквально означает «ни много, ни мало, в самый раз». Довольствоваться имеющимся, беречь вещи «с историей», выбирать экологичность и создавать уют своими руками – вот его принципы. Но народ решил, что лагом - это минималистичный дизайнерский стиль. И смёл в магазинах неуклюжие коврики, вазочки-банки, короче, всю инстраграмовскую атрибутику с горячими кружками и шерстяными носками. В общем, хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
Если для вас основной формой досуга тоже стал шопинг, не проходите мимо – мы подготовили уникальное предложение, как взять траты под контроль.
Бой покупкам!
Приступим к конструктивным действиям – не ради сохранения денег, хотя это тоже неплохо, а ради осмысленной жизни в целом.
Взрослейте. Вещизм – это проявление инфантильности. Вспомните, как работает детский механизм успокоения: купили новую машинку/куколку – на полчаса чадо затихло. Самым популярным среди киндеров становится тот, у кого добра больше всех: он «покупает» дружбу за право поиграть теми самыми машинками и вообще за счастье быть рядом с таким «состоятельным кротом». Короче, тот, кто охотится за вещами, и есть «жадина-говядина», который мозгами так и остался в песочнице. С этим надо что-то делать.
Растите. Тренируйте сочувствие и эмпатию. Вы не равны вашей сумме на счёте и количеству барахла в доме – скорее всего, ваши личные активы гораздо меньше.
Как именно «вырастить душу», чётких рецептов нет, но обычно помогают страдание и сострадание. Распахните глаза, раскройте уши, увидьте наконец тем, кто реально не живёт, а выживает. Предлагайте помощь открыто или делайте это инкогнито. Да, вы не можете приютить пять кошек и сделать ремонт старушке. Но вы можете помочь звериному приюту и купить продукты для нуждающегося. И поверьте, «послевкусие» такого поступка приятнее очередного приобретения.
Это бесполезно! Станьте активным противником вещей, не стесняйтесь им объявить бой. В Интернете набирают популярность обзоры самых бесполезных прибамбасов – от быта до сада-огорода. Судя по потоку благодарности, это прямо-таки ответ на людские чаяния. Кстати, эти материалы активно мониторят производители, что тоже в плюс, так как помогает сделать потребление разумным. Погуглилите и ужаснитесь, сколько ненужной дребедени производится и продаётся за немалые деньги. И вы мысленно обнимете людей, которые честно пишут, мол, не ведитесь на эту ерунду. Вас удивит, что в мире существуют «сандалии для аэрации газона» - попросту шлёпки с гвоздями наружу, гомеопатия для собак, подогреватель для влажных салфеток (!) и прочее. Попробуйте сами писать обзоры: одним махом вы воюете с бессмысленным потреблением, тренируете логическое мышление и развиваете лексикон.
Калькулятор в голове. Каждый, кто был одержим идеей крупной покупки, знает, что на это время в голове меняется валюта: всё вокруг вы меряете сапогами, рулонами обоев, квадратными метрами – в зависимости от того, о чём мечтали. Едете отпуск, а сами думаете, что на эти деньги могли бы положить плитку в ванной и ещё бы на душевую кабину со стиральной машинкой хватило.
Условный калькулятор – штука хорошая, поэтому научитесь оценивать вещи, на которые упал глаз, с другой точки зрения, например, вашей свободы. Пересчитывайте рубли на трудодни: целых два дня вам придётся терпеть прекрасный лик начальника вот за эти леггинсы для йоги. Вообще-то у вас есть две пары, но эти так хороши… Ну, абсурдно же, не так ли? Или: данный компактный смузи-миксер тянет на три трудодня. По правде говоря, он и даром не нужен, но уж больно эффетный дизайн – это раз, а два – вы уже не знаете, чем душеньку потешить. И 24 рабочих часа вы готовы выкинуть за пластиковый идиотизм.
Испугайтесь! Стяжательство, стремление окружить себя вещами могут быть психиатрическим симптомом – вспомните про синдром Плюшкина, когда человек стаскивает содержимое мусорок домой. К этому его понуждает поражение правой лобной доли мозга – а страдают соседи.
Лаконичность в речи указывает на высокую организацию мышления – так же, как и лаконичность в быту. Жильё с завалами барахла стопроцентно принадлежит человеку с отклонениями. Этот вещевой хаос называют бедлам – непроста, ведь именно так когда-то именовалась английская психушка. И психологи открыто говорят, что шопоголизм – это не просто неумение планировать бюджет и слабая воля. Это яркий симптом биполярного расстройства.
Приучайте себя к порядку. Самый красивый интерьер – тот, в котором нет ничего лишнего: свободные поверхности, стулья без вороха одежды, аккуратность. Освободите пространство для жизни и поддерживайте порядок – для начала завязав с новыми покупками.
Будьте в тренде. Лаконизм в моде уже несколько лет и ещё долго будет на гребне волны. Он нам нравится в дизайне квартир и одежды: моноцвет, чёткие линии, минимум аксессуаров. Ставка не на изобилие деталей, а на исполнение. Тот самый случай, когда количество перешло в качество. И это действительно выглядит круто – сравните с кричащим стилем 80-х, когда «дичь и кровь из глаз», как говорится. Так что не покупайте, а копите на вещи, которые соответствуют пословице «одна, да годна».
Оторвитесь от толпы. Как-нибудь в субботний денёк отправляйтесь в торговый центр, угостите себя кофе и присядьте на лавочку. Наблюдайте. Вы увидите десятки пустоглазых людей, которые, словно зомби, бредут вдоль витрин. Их взгляды слегка оживают при виде табличек «скидка» и «распродажа» - туда и бредут, чтобы рыться в кучах ширпотреба, пусть ненужного, зато дешевле… Купленные вещи, скорее всего, никогда не будут использованы, у них вообще иная миссия: вытянуть из населения деньги, дав взамен иллюзию состоятельности, мол, могу себе позволить…
В этом сомнительном искусстве всех обошли немцы. В докризисные времена распродажи в Германии проходили под девизом «Скупость – это круто!» Ни качество, ни востребованность товара не играют роли – только грошовая цена, если дёшево – берём. Это удивляет, ведь именно немецкая практичность казалась эталонной – «квадратиш, практиш, гуд» и всё такое. Думается, охота за скидками - именно тот случай, когда не стоит держать равнение на европейцев. Ну и ещё ряд моментов, но сейчас не об этом.
В общем, задумайтесь: вы хотите быть одним из зомби-потребителей? То-то же. Идите на курсы иностранного языка, кизомбы, экстремального цветоводства. Обрастайте идеями и навыками, а не барахлом.
Уважайте себя. Осознайте две важные вещи. Первая: нынешнее изобилие – происки жадных маркетологов и прочих дельцов-капиталистов. Они денно и нощно думают, как выманить ваши кровно заработанные. На самом деле они вовсе не хотят, чтобы ваша кожа была нежной и шелковистой: им просто нужно продать гигатонны крема. И им до лампочки, обладает ли ваш кофе изысканным ароматом: тоже нужно продать уйму продукта, всучив с помощью рекламы.
Вторая истина: вам всегда будет хотеться чего-то новенького. Человеческий мозг заточен на свежие впечатления, и рекламщики/продавцы вовсю эксплуатируют это свойство. Например, прямо сейчас вам до чесотки хочется обновить постельное бельё: есть такие красивые комплекты в цветочек, прямо не устоять! Но если всё же устоите, через месяц снова «умрёте» от восторга: появятся новые «модели» в кораблик и пчёлку. И так будет всегда – и во всем. Так что учитесь преодолевать соблазны мантрой «куплю позже, подожду новое».
Не ешьте «гнилые сливы». Если спросить, зачем мы постоянно накупаем целые тележки еды, большинство ответят: была хорошая цена – акция, скидка и тд. И мы набираем, забиваем чуланы и морозилки, едим как не в себя. Но акции/скидки и не думают заканчиваться. И мы быстренько подъедаем запасы, чтобы снова набить чуланы и брюшка – уже испортившимися продуктами или на грани. Иногда даже приходится выбрасывать.
Позвольте рассказать притчу-быль. Один мужчина раздобыл ведро прекрасных слив. Он выбрал помятые и подгнивающие – и немедленно съел. На следующий день повторил процедуру. И назавтра. И потом – только гниющие и «потёкшие»… И вот так в течение недели мужик съел ведро гнилых слив…
Если не остановиться, можно всю жизнь питаться просрочкой.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в романе «Цитадель» писал: «Я запрещаю торговцам расхваливать свой товар. Слишком быстро они становятся учителями и научают видеть в средстве цель. Они сбивают нас с дороги, мы сбились и покатились вниз. Если торговцам нужно сбыть с рук пошлятину, они постараются опошлить тебе душу. Кто спорит: хорошо, что делаются вещи, которые служат человеку. Но нехорошо, если человек становится мусоркой для вещей».