В ядерной физике «критическая масса» – это величина массы делящегося вещества, необходимая для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления. В определённых условиях цепная реакция может лавинообразно ускориться, что, как правило, приводит к ядерному взрыву. И сегодня, очень похоже, величина проблем, накопленных отечественной ЖКХ-отраслью, близка к «критической» …
В течение последних 27-28 лет в России цены на услуги ЖКХ росли неизменно и упрямо. Сильный доллар – они растут. Слабый доллар – а они всё равно растут. «Почему так происходит?», - недоумевали россияне. И чуть менее двух лет назад произошло событие, приоткрывшее «завесу» над этой тайной…. Дело в том, что Великое Герцогство Люксембург, являвшееся долги-долгие годы надёжным «приютом» для офшорных компаний и различных офшорных схем, вспомнило (неожиданно для всех), о Пятой директиве ЕС по борьбе с «отмыванием» незаконно-нажитых финансов. Вспомнило и открыло доступ к Реестру конечных владельцев всех компаний и фондов, зарегистрированных в Люксембурге, включая перечень недвижимости, «записанной» на эти компании и фонды…. Про разразившийся международный скандал я сейчас рассказывать не буду. Ограничусь только информацией, напрямую касающейся нашей с вами России. Короче говоря, в списки «люксембургских бенефициаров» попало около 1200 россиян. Среди них, конечно, были и родственники наших депутатов/сенаторов, и крупные бизнесмены, и звёзды шоу-бизнеса, и руководящие работники Госкорпораций. Но наиболее широко среди «бенефициаров» был представлен сегмент отечественной ЖКХ-отрасли: руководители различных «Водоканалов», теплосетей и энерго-сбытовых компаний. В качестве примера, рассмотрим зарубежную недвижимость, принадлежащую семье Александра Пономаренко, Генерального директора «Мосводоканала». Шикарное поместье на Лазурном берегу с двумя комфортабельными виллами. Только земельный участок, расположенный рядом с замком Кристиана Диора, оценивается (без стоимости самих вилл), в € 18 миллионов. Элитный жилой комплекс Le Saint Pierre в городе Ницце. Недвижимость в Братиславе на сумму более € 35 миллионов. Ну, ещё и на Кипре имеется парочка отелей. И таких «водоканальных Пономаренко» (из самых разных российских регионов), в «люксембургском списке» порядка десяти персон значится…. После этого многие россияне поняли, почему стоимость услуг ЖКХ постоянно растёт. Ровным счётом потому, что жадность отечественных менеджеров/чиновников от ЖКХ зашкаливает, а контроль со стороны Государства за деятельностью ЖКХ-отрасли в целом отсутствует – как класс…
Ещё один тревожный момент. В последнее время Центральные телеканалы без устали «кормят» нас сюжетами, посвящёнными беспрецедентному росту стоимости услуг ЖКХ в развитых европейских странах. Вот, репортаж из Германии. Пожилая немка, нервно потрясая квитанциями, сообщает: - «В прошлом году эти услуги стоили для моего домохозяйства 176 Евро. А сейчас целых 1114 Евро. Вот, сами посмотрите…». Потом следует аналогичный сюжет, снятый в Великобритании. Затем – в Италии…. С какой целью нам всё это показывают? Готовят, скорее всего. К чему – готовят? К сюрпризу, понятное дело…
Как известно, в последние годы в России тарифы на услуги ЖКХ повышали два раза в год: 1-го января и 1-го июля. Но сейчас российские Власти хотят перенести июльское повышение тарифов 2023-го года на 1-е декабря 2022-го года. То есть, по факту, повышений будет два: 1-го декабря тарифы повысят «за будущий июль», а 1-го января 2023-го года тарифы повысят в плановом порядке. В результате, суммарные платежи за январь 2023-го года будут значительно превышать платежи за ноябрь 2022-го года. Россияне, понятное дело, возмутятся. А что наши чиновники? Они, без сомнения, тут же возмутятся в ответ, мол: - «Вы что, телевизора не смотрите? Да, во всей Европе услуги ЖКХ в 5-7 раз подорожали! А у нас, понимаешь, всего-то на 50%. Вы, соотечественники неблагодарные, не возмущаться должны, а, наоборот, благодарить…».
Наши отечественные чиновники (да и сам Президент РФ), любят говорить о неких «красных линиях», переходить через которые не рекомендуется. Это и к российскому ЖКХ относится. Не стоит здесь наглеть, меры не зная. Сегодняшняя ЖКХ-отрасль – это такой своеобразный «реактор», в котором постепенно накапливается недовольство народное. И «масса» этого недовольства уже близка к «критической». Поэтому и наглые эксперименты здесь неуместны. Ну, как на минном поле. Потому как – чревато…