Найти тему

Удивительный мир глазами Сергея Ткача

13 июня 1972 года из вагона № 13 на перрон станции Нижний Тагил вышел молодой человек. Никто тогда не признавал в скромном пареньке будущего начальника одного из механосборочных цехов Уралвагонзавода Сергея Ткача.

Сергей Иванович – уроженец города Карасук Новосибирской области. Его рождение 1 января 1955 года стало новогодним подарком для родителей-служащих. Но в 1972 году не стало отца нашего героя, на похороны приехали родственники, и мамин брат позвал юношу на Урал. Впервые попав из райцентра в довольно большой город, паренек с удивлением рассматривал трамваи, такси, большие дома на проспекте Вагоностроителей…

– Когда я поступил в машиностроительный техникум, мне дали комнату под номером «12» в общежитии на улице Бажова, – вспоминает Сергей Иванович. – Интересно, что наш преподаватель Сергей Малинин в свое время тоже жил в этой комнате. Мы спали, можно сказать, в одном углу, только с разницей в несколько лет.

Многие студенты специальности «Электрооборудование промышленных предприятий» проходили производственную практику в литейном цехе 550. С большой ответственностью молодые технари подходили к ремонту кранового оборудования.

– После окончания учебы я отработал год электриком в цехе 290, – рассказывает Сергей Ткач. – Ушел в армию. Служил старшим аккумуляторщиком локомотивного депо на Байконуре. Это удивительный мир! Наша воинская часть была километрах в пяти-шести от Гагаринского старта. По ночам мы просыпались от рокота ракет. Романтика…

Вернувшись на Уралвагонзавод, наш герой получил направление в цех 100, стал мастером электромонтеров. Учился общаться с людьми и ремонтировать сложное оборудование.

– Электрики как доктора: станок «заболел» – нужно найти причину, чтобы «вылечить», – улыбается Сергей Иванович. – Был у нас такой начальник – Анатолий Злоченко, он под вечер приказывал нам переставить станки в другое место, чтобы утром в восемь часов они уже крутились. И мы тоже крутились-вертелись с этими станками: штробили и прокладывали провода, переставляли и подключали оборудование.

В 1970-е – 1980-е годы перед механосборочными цехами стояло ответственное задание – выпуск «семьдесятдвойки». Сергей Ткач не разделял работу мастера и обычного электрика: мог взяться и за отбойный молоток, и за тестер. Девизом для него были слова: «дерзать, учиться самому и учить других».

– Среди моих коллег были как опытные электромонтеры, так и те, которым требовалась помощь: мы вместе осваивали новые станки, монтировали их, подключали, запускали, всё было интересно, – говорит Сергей Иванович. – Нас в армии учили товарищеским отношениям, взаимопомощи и взаимовыручке. Мы раньше все были товарищами: энергетик, механик, заместитель начальника цеха, мастер, рабочий… Авторитет нужно зарабатывать не строгостью, а равными, дружескими отношениями. Строгость же обязательна только в отношении дисциплины и техники безопасности.

Такой подход к делу разделяли многие в цехе 100. Эвакуированный во время войны из Ленинграда механик Николай Михайлов с огромнейшим жизненным опытом выбрал себе в помощники именно Сергея Ткача – пригласил его старшим мастером в службу механика. Вскоре в цехе начало появляться оборудование, которое совмещало в себе механику и электрику – началась эра мехатроники.

– Времена были интересные и напряженные – в месяц делали по 120 машин, – вспоминает Сергей Иванович. – При такой загрузке нужно было, чтобы новые станки быстро устанавливались в небольшие по площади цехи и запускались в производство. Осваивать механическую часть оказалось даже интересней, чем электрическую, – сказались мои хорошие природные данные. Можно сказать, что работа «врача – диагноста оборудования» продолжилась. Станок как человек: сначала здоров и полон сил, а с годами начинает ломаться – то шестерни износятся, то подшипники, то муфты электромагнитные… Приходилось оперативно изготавливать запчасти для ремонта – для этого в цехе были свои токари, фрезеровщики, шлифовщики.

При сумасшедшем рабочем графике Сергей Ткач порой забывал, что такое семья. С супругой Ольгой Алексеевной они вырастили двух сыновей – Максима и Игната.

– В машиностроительном техникуме мы сидели с Ольгой за одной партой, а после окончания поженились, – рассказывает наш собеседник. – Вместе работали в цехах 770 и 290, потом она перешла в цех 120, затем – в отдел 840, где была ведущим инженером.

Следующие ступени карьерной лестницы Сергея Ивановича: механик – заместитель начальника цеха по производству – заместитель по подготовке производства.

– В мои задачи входило внедрение новых деталей в производство, их технологическое сопровождение, работа с конструкторами и оборудованием, – перечисляет он. – Мы намечали, какое оборудование нужно приобрести, составляли графики техперевооружения. Оборонный завод как армия: все приказы командиров и начальников нужно выполнить точно в срок. С годами я становился мудрее и опытнее, понимал: если ты не будешь общаться с людьми, относиться к ним с душой, по-товарищески, тебя не воспримут как руководителя, не придут за советом.

В трудные 1990-е годы Сергей Ткач перешел на химзавод «Планта», где руководил цехом товаров народного потребления. Съездил в командировку в Германию, посмотрел там на совершенно другую жизнь... На УВЗ в те тяжелые времена все танковые цехи были «лежачими». В 1998 году Сергей Ткач возглавил цех 111, постепенно восстанавливая его по станочку, по человечку, по сверлышку… Положение спас индийский контракт. И опять пошла будничная работа, сложная, но интересная – на Уралвагонзаводе рождались новые танки Т-90. Работа, которая вызывала гордость за страну, за директора Николая Малых, который столько сил приложил, чтобы сохранить Уралвагонзавод.

– Наш учитель Василий Михайлович Ляпцев всегда говорил: «Парни, держитесь за заводскую трубу!», – вспоминает Сергей Иванович. – Это говорит о том, что завод, построенный в 1936 году, был и остается основополагающим предприятием Нижнего Тагила. Труба – это надежность, стабильность, традиции, коллектив...

Текст: Марина Карачева.

Фото: Людмила Иванова.