Найти в Дзене

Как распознать признаки дизартрии?

К основным жалобам родителей при дизартрии у ребенка относятся:

1) искаженная невыразительная речь

2) плохая дикция

3) искажение звуков

4) замена звуков в словах со сложной слоговой структурой и др.

Рассмотрим признаки дизартрии более подробно.

Дизартрия – это расстройство, при котором нарушается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. При легкой степени дизартрии речь ребенка мало чем отличается от речи его сверстников.

Как воспринимать характерные проявления дизартрийного компонента?

1. Дети неуклюжи, имеют ограниченный объем активных движений, быстро утомляются мышцы при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут прыгать. Плохо имитируют движения: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. особенно заметно на уроках физкультуры и музыки, где дети отстают в ритме, ритмичности движений, а также в смене движений.

2. Слабо развитая мелкая моторика. Дети поздно и с трудом осваивают навыки самообслуживания: не могут нажать на кнопку, развязать платок и т. д. На уроках рисования плохо держат карандаш, руки напряжены. Многие люди не любят рисовать. Особенно заметен двигательный дискомфорт рук при занятиях по аппликациям и с пластилином. В прикладных работах также возникают сложности с пространственным расположением элементов. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с маленькими игрушками, не умеют собирать пазлы. У школьников 1-го класса затруднено овладение изобразительными навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д» — «б»; гласные, окончания слов; плохой почерк; медленная скорость письма и др.).

3. Вялость мышц речевого аппарата. Язык тонкий, располагается на дне ротовой полости, вялый, кончик языка малоподвижен. При функциональных нагрузках (артикуляционные упражнения, во время речи) нарастает мышечная слабость.

4. Повышение мышечного тонуса. Мышцы лица находятся в постоянном напряжении. Отсюда на нем почти нет мимических изменений, а если и есть, то глухих. Губы находятся в положении застывшей полуулыбки, в артикуляции практически не участвуют. Язык у ребенка толстый и малоподвижный, его кончик слабо выражен. Многие дети с подобными симптомами не умеют выполнять суставное упражнение «трубочка», т. е. вытягивание губ вперед и т. д. Отмечается тремор (тремор) языка и голосовых связок.

5. Апраксия. Ребенок не может совершать движения, необходимые для произношения определенных звуков или сочетаний звуков артикуляционным аппаратом, не может переключаться с одного движения на другое. А иногда бывают случаи, когда ребенок совершает множество хаотичных движений артикуляционным аппаратом, чтобы «почувствовать» нужное положение губ и языка.

6. Повышенное слюноотделение при разговоре. Такие дети просто не глотают слюну. Если они промолчат, у них все сложится хорошо. Но как только они говорят, их рты наполняются слюной.

7. У некоторых детей часто бывает короткий выдох, и поэтому они часто заканчивают предложение на вдохе. Язык как будто задыхается.

8. Интонационно-экспрессивная окраска речи снижена. Нарушается тембр речи, иногда появляется гнусавая тень. Темп речи быстрый или медленный. При рассказе стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее читаемой, голос затухает. Голоса детей при разговоре тихие, модуляция по высоте и силе голоса нарушена.

9. Нарушения фонетического произношения:

• Распространено нарушение произношения при свисте и шипении.

• Дети с трудом произносят слова со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполнение и пропускают некоторые звуки при столкновении согласных.

• Часто встречается межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д], [н], [л], [с], [з], [ц] (язык высовывается между зубами).

• Часто наблюдается боковое (как бы хлюпающее) произношение свистящих, шипящих.

• Из-за напряжения средней части языка наблюдается смягчение согласных звуков (санки – «сянки»).

• Шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются на свистящие звуки (шапка - «сапка», жук - «зук»).

• Дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства (парные звонкие согласные заменяются на глухие).

• Иногда звуки правильно произносятся изолированно (отдельно), а в словах искажаются или заменяются.

• Наблюдается поиск нужной артикуляции.

• Звуки долго не автоматизируются и не вводятся в речь.

Если у ребенка имеется большинство из вышеперечисленных симптомов, то это свидетельствует о наличии дизартирического компонента. Чтобы подтвердить это, необходимо пройти обследование у нейропсихолога, невролога и логопеда в центре детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”.

Габышева Виктория Анатольевна Эксперт № 1 в детской неврологии и нейропсихологии, консультант по предупреждению и восстановлению задержки психологического и физического развития ребенка.
Габышева Виктория Анатольевна Эксперт № 1 в детской неврологии и нейропсихологии, консультант по предупреждению и восстановлению задержки психологического и физического развития ребенка.
По статистике, задержкой речевого развития страдает каждый 5-й ребенок.

Как предотвратить задержку речевого развития?

И что делать, если поставили ЗРР?

Ответы на эти вопросы вы найдете на вебинаре.

Содержание вебинара:

1. Актуальность проблемы задержки речи у детей.

2. Как формируется речь в процессе роста и развития ребенка.

3. Виды речевых нарушений.

4. Виды задержек речи.

– Алалия. ЗРР алалического характера.

– Дизартрия. ЗРР дизартрического характера.

– Ринолалия. ЗРР ринолалического характера.

– ЗРР, обусловленная нарушениями слуха.

– ЗРР аутического характера.

– ЗРР, обусловленная ЗПР.

– ЗРР, обусловленная интеллектуальной недостаточностью.

5. Диагностика задержек речи в раннем возрасте (0-3 г.).

6. Коррекция задержек развития речи.

6.1. Медикаментозное лечение.

6.2. Логопедическая коррекция.

6.3. Аппаратные методы коррекции.

6.4. Телесные методы.

7. Что родители могут делать сами для профилактики и коррекции задержки речи у своих детей?

– Как развивать гуление и лепет.

– Игры и упражнения на формирование зрительного и слухового восприятия.

#нейропсихолог #логопед #тюмень #нейротори #реабилитация #нейрореабилитациядетей