Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Рядовой, дважды Герой Советского союза и генерал. Рассказываем о военной судьбе Павла Шурухина

Оглавление

И снова о герое из пехоты: Павел Шурухин — единственный пехотинец Красной Армии, ставший генералом, единственный командир пехотного полка в годы Великой Отечественной войны, удостоившийся дважды звания Героя Советского Союза. А еще он славно партизанил в Белоруссии и на Смоленщине, проведя одну из главных партизанских диверсий.

Его полк геройски воевал на Днепре и в горах Карпат. По итогам боев в Венгрии и Румынии 24 марта 1945 года Павлу Шурухину было вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе со своими бойцами он встретил Победу в Праге.

С 1950 года Павел Иванович командовал уже стрелковой дивизией. Каких бы высот в военной карьере добился бы герой войны, если бы не тяжелая болезнь?! Вопрос риторический…

Ибо скончался Павел Шурухин 3 ноября 1956 года из-за рака желудка. А было ему всего 43 года.

О службе в Красной Армии и начале Великой Отечественной войны

В свои 18 лет Павел Шурухин добровольно стал бойцом Красной Армии, а окончив в 1934 году Орджоникидзевскую военную пехотную школу, был назначен взводным в пехоте.

Последовательно молодой командир прошел ступени командира взвода, затем помощника командира разведшколы, начальника полковой школы, а далее стал командиром батальона 6-стрелкового полка Московской стрелковой дивизии.

В возрасте 27 лет Павел Шурухин принимал участие в боевых действиях в должности командира лыжного батальона в советско-финской войне, где прошел серьезную школу войны и командирской зрелости.

-2

В первые дни Великой Отечественной дивизия, в которой служил Шурухин, героически сдерживала продвижение 47-го мехкорпуса немцев. В этих боях отличился и красный командир-комбат Павел Шурухин, 4-5 июля 1941 года на участке дороги Минск-Москва его батальон выстоял под интенсивным артобстрелом, а затем трижды отбил атаки противника. Батальон Шурухина продолжал сражаться даже когда попал в окружение немецких танков. Капитан и его бойцы не только выстояли в тех боях, но и сумели прорваться к своим. За это сражение Павел Иванович был представлен к награждению орденом Красной Звезды.

Но получить заслуженную награду комбат не успел, 26 июля его батальон снова оказался в окружении, на сей раз пробиться к своим возможностей не было: фронт катастрофически быстро откатывался на Восток. Поэтому Шурухин принял решение начать партизанскую борьбу в белорусских лесах.

Партизанская одиссея комбата Шурухина

Пробираясь болотными топями, обходя позиции немцев, Шурухин со своими бойцами углубился в лес, где оборудовали лагерь. Уже после первых удачных нападений его бойцов на коммуникации немцев, в отряд потянулись и местные жители. Они свободно ориентировались в лесисто-болотистой местности, к чему Шурухину поначалу было трудно привыкнуть. Лес он и есть лес, сквозь него далеко не увидишь, не то, что его степь заволжская, да и непривычно было для кадрового командира Красной Армии, поэтому благодаря сплаву местных жителей-патриотов и кадровых бойцов его батальона к отряду пришли более серьезные успехи.

Вскоре отряд связался и объединился с отрядом капитана госбезопасности Медведева. Бойцы повели настоящую партизанскую войну против захватчиков: пускали под откос военные эшелоны, сжигали склады с продовольствием.

Но 1 августа 1941 года Павел Шурухин был ранен, а 6 октября еще раз, и все же он оставался в строю, на лечение на Большую Землю его вывезли лишь решением Москвы в декабре 1941 года.

До февраля 1942 года Шурухин находился на излечении в госпитале, затем Павел Иванович какое-то время служил в Москве, будучи при ЦК ВКП(б) ответственным по партизанскому движению. Но тыловая служба была ему, боевому офицеру, не по душе и он снова запросился на фронт.

-3

В мае 1942 года уже майора Шурухина перевели в штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования, где Павел Иванович предложил объединить несколько небольших партизанских отрядов на Брянщине в одну партизанскую бригаду.

Его предложение было одобрено и Шурухина назначили командиром партизанской бригады «Смерть фашистским оккупантам!». Комбриг тогда быстро подтянул боевую подготовку более чем 2-х тысяч партизан, создал и обучил действиям диверсионные группы, наладил работу штаба и снабжение бригады. И бойцы его бригады начали наносить врагу ощутимые потери.

А комбриг приступил к разработке крупной диверсионной операции по уничтожению так называемого Голубого моста на железнодорожной ветке Гомель-Брянск. Как вспоминал генерал, а затем Маршал Советского Союза, Константин Рокоссовский, ежедневно по этому 300-метровому мосту через реку Десну проходили десятки немецких эшелонов с техникой и войсками в сторону фронта.

Фашисты понимали значимость объекта и создали несколько уровней обороны. Враг вырыл соединенные меж собой окопы, выстроил доты и дзоты. На подходах к дороге и мосту фашисты не оставили ни одного кустика, не говоря о деревьях. А колючая проволока с консервными банками на окраине ближайшего леса могла выдать любой шорох партизан.

В общие задачи той, блестяще осуществленной, операции по подрыву Голубого моста входило: разгром гарнизона, охранявшего непосредственно мост, взрыв моста, разгром немецких гарнизонов на станции Выгоничи и в поселке Кресты, подрыв двух деревянных мостов в районе Клинок — Выгоничи и вывод из строя шоссейной дороги Брянск — Почеп, разгром гарнизона на станции Полужье и подрыв полотна железной дороги, чтобы не допустить подброски к «Голубому мосту» подкреплений противника. Иными словами, создавался массированный очаг боевых действий, в центре которых был «Голубой мост».

В ночь на 8 марта 1943 года (достаточно символично, тем более, что в диверсии участвовали и женщины-партизанки, не правда ли?) мост был партизанами взят, но бой по в округе продолжался, поэтому две группы подрывников Лапшина и Аржакина незамедлительно начали закладку под фермы моста по 400 килограммов взрывчатки. Все делалось надежно, но Лапшин еще раз проверил плотность крепления основных электровзрывателей, закрепил в четырех гнездах дополнительные взрыватели с бикфордовыми шнурами: при отказе первых подрывники взорвут мост посредством вторых. Строго проверены прокладка проводов, контакты соединения их с «адской машиной». По команде все партизаны спешно отошли от моста на безопасное расстояние, а через несколько минут раздался оглушительный взрыв. Взметнувшееся ввысь огромное багровое пламя рассекло темное небо, озарило широкую пойму Десны, а могучий гул взрыва, долго не утихая, все катился по ее берегам.

-4

С группой партизан комбриг подошел к мосту. С высоты 19 метров северная ферма рухнула и проломила лед, южная опустилась вниз. Комбриг взглянул на часы — было 2 часа 20 минут. Уничтожение Голубого моста стало одной из крупнейших диверсий за всю Великую Отечественную войну.

А партизанский комбриг майор Павел Шурухин был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

И снова на фронт: Шурухин принимает под свою команду пехотный полк

132-й стрелковый полк 42-й стрелковой дивизии Воронежского фронта, в командование которого и вступил майор Шурухин, в сентябре 1943 года подошел к Днепру и получил приказ форсировать его у деревни Гребени Киевской области.

Тогда комполка майор Павел Шурухин не только умело организовал форсирование Днепра 24 сентября 1943 года, но и его полк захватил важный плацдарм. И молодой командир полка сумел не поддаться порыву и дальше атаковать противника, понимая, что полк попадет в оперативное окружение немцев и отдал приказ окапываться и готовиться к удержанию плацдарма. Он торопился до рассвета зарыть полк в землю, продуманно расположить огневые средства, построить жесткую оборону. И атаки фашистов начались с рассветом.

Над плацдармом завыли фашистские штурмовики, поливая огнем узкую полоску земли, заполонили разрывы снарядов, мин. За огневым валом шли фашистские танки с пехотой. Но полк Шурухина стоял насмерть. Отбита первая немцев, за ней последовала и вторая, третья, четвертая, затем бойцы и командиры полка потеряли им счет.

-5

Шурухинцы держались пять суток, и никто не дрогнул, хотя иной раз казалось, что огонь все смешал и землю поднял дыбом к небу. Но стоило фашистам подняться в атаку, как оживала рыжая, опаленная огнем, политая кровью днепровская земля.

Об этих героических днях битвы на плацдарме командир 42-й гвардейской Краснознаменной дивизии генерал-майор Бобров в своем представлении к награде на Павла Шурухина писал так:

«При форсировании реки Днепр полк с задачей справился хорошо, сохранил материальную часть и понес незначительные потери. Вклинившись в оборону противника на правом берегу реки Днепр, полк товарища Шурухина в течение пяти суток отбивал яростные атаки гитлеровцев. Они в течение дня по шесть-восемь раз атаковали, но благодаря умело построенной обороне и правильному расположению боевых порядков все атаки противника были отбиты. В тяжелые моменты боя товарищ Шурухин находится в боевых порядках. Огнем артиллерии и пехоты полк Шурухина за эти дни уничтожил четыре тяжелых и два средних танка, 32 станковых пулемета и свыше полутора тысяч фашистских солдат и офицеров».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за успешное командование полком и проявленные мужество и героизм при форсировании реки Днепр, гвардии майору Шурухину Павлу Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Продолжая командовать 132-м гвардейским стрелковым полком (в составе 1-го Украинского фронта), гвардии подполковник Шурухин вновь отличился в августе — октябре 1944 года в Ясско-Кишиневской, Бухарестко-Арадской и Дебреценской наступательных операциях. Умело руководил полком в горно-лесистой местности в Карпатах. В августе-сентябре 1944 года его полк прошел с боями 250 километров, освободил 25 населенных пунктов, уничтожил до 3.000 и взял в плен до 1.500 солдат и офицеров врага, прорвал несколько оборонительных рубежей. Вот один из боевых эпизодов.

-6

В боевых действиях в условиях гор подполковник Павел Шурухин применил тактику атак штурмовыми группами, которыми командовали офицеры, имевшие опыт службы в горной местности, а их боевыми помощниками комполка определил солдат, уроженцев горной местности и это принесло успех. Полк с боями продвигался все ближе к перевалам. А у высоты «379,2» наткнулся на сильные укрепления противника, на самой высоте было порядка 15 дотов и дзотов противника. Они оказались врытыми в землю, и тем самым были незаметными. Стоило же подняться в атаку, как свинцовые струи, вырываясь из-под скал, косили наших воинов. Тогда Шурухин отправил штурмовые группы в обход, и ночью начал штурм высоты. К рассвету все было кончено: гарнизон частью уничтожен, частью пленен.

Месяц тогда полк Шурухина не выходил из тяжелейших боев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за героизм, проявленный в боях при прорыве обороны противника в Карпатах, Шурухин Павел Иванович награжден второй медалью «Золотая Звезда».

А в конца 1944 года он, заместитель командира 42-й гвардейской стрелковой дивизии, был тяжело ранен при подрыве его автомобиля на фугасе, но вновь вернулся в строй.

Из воспоминаний о дважды Герое Советского Союза Павле Ивановиче Шурухине его боевых друзей.

-7

*** полный кавалер ордена Славы Перегудин А.И, тогда помощник командира взвода пешей разведки отдельной разведывательной роты 42-й гвардейской стрелковой дивизии:

«…Иными чертами характера по сравнению с Бобровым (генерал-майор, командир 42-й гвардейской дивизии, прим.) обладал дважды Герой Советского Союза гвардии полковник Павел Иванович Шурухин — заместитель командира дивизии. Был он человеком вспыльчивым, мог, как говорится, в пух и прах разнести провинившегося. А если тот после нагоняя быстро исправлял ошибку, при всех целовал троекратно и объявлял молодцом. Бойцы прощали замкомдиву его резкость. А когда шел бой, гвардии полковник Шурухин не мог усидеть в блиндаже или укрытии на командно-наблюдательном пункте. Брал он автомат и шел в цепь — туда, где дело больше всего не ладилось. Не раз видел его в атаке. Поднимал бойцов и вел их на врага, не обращая внимания на пули и осколки. Как это бывало на фронте, погиб отважный офицер не в жарком бою, а от случайной мины, на которую наскочил на горной дороге его «виллис»…..».

К счастью, Перегудин ошибся. Гвардии полковник Павел Шурухин получил тогда тяжелое ранение, но выжил, добился возвращения в строй и еще успел повоевать с фашистами в самой Германии. А потом и в Параде Победы поучаствовать!

*** генерал-полковник Крайнюков К.В., тогда Член Военного Совета 1-го Украинского фронта:

«Павел Иванович Шурухин — авторитетный и влиятельный командир-единоначальник. Не теряясь ни при каких обстоятельствах, он личным мужеством и распорядительностью, твердостью и хладнокровием умел вселить в солдат уверенность в своих силах и возможностях, воодушевить подчиненных, укрепить их моральный дух. Опытный руководитель и организатор боя, П. И. Шурухин знал, когда необходимо оказать подразделениям поддержку огнем артиллерии, своим резервом, а когда подбодрить подчиненных словом, личным примером. Нередко он сам был организатором политработы.

-8

За мужество, проявленное при форсировании Днепра, П. И. Шурухин был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Но еще большую отвагу, стойкость и личное геройство он проявил при удержании плацдарма. Командующий 40-й армией, наблюдавший за умелыми и энергичными действиями храброго и волевого офицера, внес в наградной лист существенные коррективы, написав, что командир 132-го гвардейского стрелкового полка гвардии майор Павел Иванович Шурухин достоин присвоения звания Героя Советского Союза».

О личности Павла Шурухина, послевоенной судьбе и памяти о нем

За боевые заслуги гвардии полковник Павел Шурухин имел 13 благодарностей от самого Сталина, это помимо государственных наград. Свой же боевой путь он — дважды Герой Советского Союза закончил в составе войск Первого Украинского фронта, имея заслуженные солидные награды: два ордена Ленина, два — Красного Знамени, два — Красной Звезды и множество медалей. И все это не вскружило голову боевому офицеру, начавшему ратный путь рядовым бойцом, когда Павел Иванович в мирное время, продолжил профессию кадрового офицера Советской Армии, был близким к подчиненным и вместе с тем строгим и умелым командиром.

После войны Павел Шурухин служил заместителем командира 42-й гвардейской стрелковой дивизии, а с 1950 года был назначен командовать 70-й стрелковой дивизией.

-9

Среднего роста, сухощавого, всегда подтянутого, быстрого и неутомимого, его можно было увидеть повсюду, чуть ли не одновременно, в частях, подразделениях, на стрельбищах, полигонах, в парках боевой техники. Офицеры дивизии даже говорили: «Не спит, наверное, никогда наш Суворов». Работая сам почти круглые сутки, Павел Иванович имел моральное право спрашивать по всей строгости с подчиненных. При этом командир дивизии одинаково вежливо, тактично общался с офицерами любого ранга, и с рядовыми, не роняя их достоинства, всегда внимательно относился к их нуждам и запросам. Солдатам запомнились слова командира: «Достоинство офицера прежде всего заключается в его преданности народу».

В 1946 году Павел Шурухин был избран депутатом Верховного Совета СССР, а в 1953 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора.

-10

К большому сожалению, в 1956 году, 11 ноября, сердце Шурухина Павла Ивановича не выдержало, остановилось по причине тяжелой болезни. Было Герою Великой Отечественной войны и весьма-весьма перспективному военачальнику всего 43 года…

Имя же Павла Ивановича Шурухина навсегда вписано в историю советского народа, в летопись Великой Отечественной войны.

А для его односельчан Павел Шурухин является настоящей гордостью, его образ увековечен в виде бронзового бюста, который находится в центре села и находится под особой заботой школьников. Центральная улица села носит имя славного земляка, дважды Героя Советского Союза…

В центре же его малой родины — городе Волгограде имя Героя увековечено и на мемориале, и в названии одной из улиц.

Автор текста: Владимир Касьянов

Автор фото: из открытых источников